Как жить без мамы? Наверное, лучше не знать этого. Как жить осознанием того, что мамы нет, но раз в год получать письма из прошлого? Что делать, если хочется на них ответить, но не знаешь – на какой адрес писать…
В Центре драматургии и режиссуры Владимир Панков представил спектакль в жанре Soudrama по пьесе Аси Волошиной. На сцене четыре потрясающих актрисы, представляющие разные поколения: Людмила Гаврилова (бабушка), Елена Яковлева (мама Настя), Анастасия Сычёва (дочка Оля), Николь Плиева/Майя Бурыгина (маленькая Оля). Очередной случай, когда режиссёр, его стиль, актёры просто спасают пьесу с откровенными логическими и смысловыми провалами. Музыка, танец, слёзы, боль, закрутившись в единый вихрь, дают зрителям столько чувств и эмоций, что слабости материала становятся практически незаметными.
Девушка Оля потеряла маму, когда ей было 4 года. С 7 лет каждый раз в день рождения она получала письмо от матери, которое передавала бабушка. День рождения – счастливый праздник, особенно для детей. Но был ли он таким для Оли? Скорее, в девочке боролись гнев, любовь и осознание безысходности. Мама Настя хотела сопровождать дочь до 28 лет, помогать, учить чему-то. Сложно заранее всё продумать, ведь не угадаешь, как будет расти и развиваться ребенок. Но сама мысль и поступок, конечно, наполнены любовью и чувствами матери. Наступил 28 день рождения Оли. Она получила очередное письмо и начинает рассказывать всё, что с ней происходило за эти годы и что накопилось. Исповедь.
Мы живём в своих детях, поэтому для Насти было важно счастье Оли. Она продумывала его, представляла, пыталась хотя бы мысленно проводить дочь до того возраста, до которого дожила сама. Для любого человека важно, чтобы была мама. Но если её нет, нельзя винить в своих проблемах именно отсутствие матери. Да, тяжело, но каждый – кузнец своего счастья. И мама, которая умерла от страшной болезни, точно не виновата в том, что Оля работает сельским корреспондентом, была изнасилована и у неё не сложилось с мужем. Мысль в том, что частично виновата в несчастьях мама – провальна и эгоистична (вопросы к пьесе). Мама – тот человек, который всегда останется с тобой. Все остальные уходят и приходят, а мама рядом, она любит всегда, безусловно. Мама всегда хочет только счастья своим детям, она не может завидовать или желать зла. Поэтому мама никогда не виновата.
Спектакль чувственный, эмоциональный, тяжелый. Soundrama подразумевает, что будет жутко громко и запредельно близко, по нерву. На сцене всё белое – одежда актрис, мебель, стены. Создаётся впечатление невинности, лёгкости, света. Но на самом деле вся тема чёрная и мрачно-щемящая… Актёры превращаются в музыку, танец, пластику и как будто остаются просто без кожи – настолько выкладывают себя перед зрителем. Мама (Елена Яковлева) – добрая, мягкая, нежная. Она через письма передаёт дочери огромное количество нерастраченной любви, заботы и постоянно плачет. По своей жизни, по жизни дочери, по счастью. Дочь озлобленная на мир за несправедливость, но очень нежная и тонкая внутри. Анастасия Сычёва – многогранный талант, находка для Soundrama, которая и поёт, и танцует, и в буквальном смысле переворачивает себя, свою душу, душу зрителя.
«Мы все продолжаемся в детях. Я живу, пока ты живешь» – простая истина, которая лейтмотивом проходит через спектакль. Мамы – в нас, мы – в мамах. Нужно ценить, трепетно хранить вашу любовь. Главное для матери – счастье детей. Важно это помнить и чаще говорить друг другу о своей любви.
Автор: Ася Волошина
Режиссер: Владимир Панков
Художник-сценограф: Максим Обрезков
Художник по костюмам: Сергей Агафонов
Художник по свету: Анна Короткова
Хореограф: Полина Миронова
Музыка: Студия SounDrama (Виктор Маминов и Сергей Родюков)
Исполнители: Елена Яковлева, Анастасия Сычева, Людмила Гаврилова, Николь Плиева, Майя Бурыгина, Олеся Хороших, Яна Чекина, Виктор Маминов, Алексей Потапов.
Место: ЦДР
Продолжительность 2 часа
Фото: Сергей Петров