«Мужчина и женщина — это две ноты, без которых струны человеческой души не дают правильного и полного аккорда». Рядом с каждым Великим мужчиной обязательно должна быть Великая женщина. Такой была Зинаида Райх сразу для двоих: Сергея Есенина и Всеволода Мейерхольда. Память об этой утонченной, мудрой, красивой женщине искажена, и очень немногие знают, какой она была на самом деле. Эмоциональная, страстная, своенравная, смелая в жизни и на сцене, не фальшивая.
В РАМТ режиссер Александр Пономарев создал спектакль по пьесе Валерия Семеновского, основанной на дневниках, воспоминаниях современников, письмах. Игровая форма, шутливо-достоверная, где стремительно сменяются герои и времена. Если добавить слишком много драматизма, зрителю было бы до невозможности тошно от происходящего. Играют в квартире Вс. Мейерхольда, где Райх была жестоко убита. Поэтому подход легкой театральной игры с иронией, которая не умаляет драмы судеб – хорошая находка создателей, которые тонко чувствуют ту эпоху.
О, этот XX век, подаривший столько гениев и забравший их. Бездушная машина власти, перемоловшая многих, загубившая судьбы великих людей. Зинаида Райх – жена Есенина. Их брак такой неустойчивый, больной, но пылкий и временами счастливый.
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Встреча с Мейерхольдом, новая эра в жизни Зинаиды, вылечившая (возможно, не до конца) её раны после развода с Есениным. Она – его муза, вдохновитель. За годы их брака Мейерхольд создал множество работ, которые гремели на всю Москву. В спектакле можно увидеть отрывок из «Дамы с камелиями», блестящая роль Райх. Выбран кусок, где героиня умирает, как после умирает и сама Райх.
Если бы Зинаида была пустой, глупой, то не стала бы вдохновительницей и женой двух великих людей. Кто-то скажет, что Райх была неестественной с её криками и заламыванием рук, но будь она бесталанной, Мейерхольд не работал бы с ней в каждом своём спектакле. Да, именно он «сделал» из Райх актрису, но её искусственность не была фальшивой, он ценил в ней эмоциональность и чувственность. Райх много сделала для Мейерхольда, подарила ему второе дыхание – этого ей не прощали завистники. Её не любили в театральной Москве. В какой-то момент от них все отвернулись. Она оставалась верной спутницей Мейерхольда и была готова защищать мужа и его творчество. Чего только стоят бесстрашные строки, написанные Сталину:
Вы ничего не понимаете в театре, спросите у моего мужа, он знает, он вам объяснит…
За полтора часа перед зрителем проносится целая эпоха в картинках и лицах. Есенин с гармошкой, такой простой, улыбчивый, мечется между кабаком и домом. Его первая жена Анна Изряднова и их сын, которого расстреляют… Друг Есенина Алексей Ганин (расстрелян в 1925). Прекрасная Зинаида Райх – то счастливая и живая, то нервная и истощенная. Дочь Райх и Есенина – Татьяна, которая ведёт спектакль, защищая маму, говорит о ней с лаской, нежностью, любовью… Мариенгоф – мастер острого слова, язвительный и неприятный. Мейерхольд… Прекрасный Мейерхольд со своими идеями, горящими глазами, творчеством и бесконечной любовью к Райх.
Этот спектакль – о трагедии и счастье. Трагедия Сергея Есенина, Зинаиды Райх, Мейерхольда и его театра, трагедия страны. В то же время здесь много любви, счастья, творчества, вдохновения.
Камерное пространство, сцена находится на расстоянии вытянутой руки, в зале примерно 20 человек. Режиссёр и актёры не пытаются навязать свою точку зрения. Уровень театральной условности очень высок, потому что нельзя верить никому, даже если очень хочется. Из происходящего на сцене, из записей дневников, писем, воспоминаний каждый зритель сделает свои выводы и увидит своего Есенина, свою Райх, своего Мейерхольда.
Спасибо создателям спектакля. За эти имена, такие родные, но такие далёкие, за эти судьбы, такие несчастные, сломленные, но вызывающие восхищение. За то, что это происходит в квартире Мейерхольда, потому что камерное пространство и дух того времени и творчества создают необыкновенную атмосферу.
Автор: Валерий Семеновский
Режиссер: Александр Пономарев
Художник: Бенедиктов Станислав
Художник по свету: Туманян Нарек
Композитор: Андрусенко Стефан
В ролях: Турова Мария, Бобров Алексей, Мясников Алексей, Чернявская Наталья, Гришова Ольга, Семенова Дарья, Сипин Андрей
Место: РАМТ
Продолжительность 1.5 часа