Тема «маленького человека», пожалуй, еще долго не исчезнет из списка актуальных вопросов, волнующих философские умы. Города разрастаются, и вместе с ними увеличивается груз ответственности, предрассудков и общественных ожиданий, лежащий на плечах простого смертного. Драматург Мария Левицкая взяла за основу свой пьесы «Квартира» одноименный кинофильм далёкого 1960-го, с Джоном Леммоном и Ширли Маклейн в главных ролях. Прошло уже почти 60 лет, а проблемы у людей остались все те же.
Это добрая рождественская сказка, лирическая история отношений Мистера Y и Мисс Q. Он – скромный клерк в страховой компании, исполнительный и безотказный, даже в вопросах, не касающихся работы напрямую: его холостяцкая квартира пользуется бешеным успехом у коллег-начальников, желающих часок-другой поразвлечься с дамами. Она — лифтерша, милая девушка, влюбленная в биг-босса всей компании, который этим умело пользуется.
Кью тешит себя надеждами, что её возлюбленный все же разведётся, как и обещал. Уай, как любой уважающий себя сотрудник большой компании, мечтает стать начальником. Хотя бы небольшим. Ибо разве есть что-то выше, чем 27- й этаж небоскреба корпорации?
В один прекрасный и одновременно ужасный день Уай вдруг сталкивается с необходимостью защищать Мисс Кью от злых языков и недобрых глаз, а себя — от наглых нападок коллег, недовольных тем, что в знаменитую квартиру доступ почему-то закрыт. Здесь герою приходится стремительными шагами преодолевать путь от застенчивого мальчика до рыцаря. Впрочем, рыцарь в этой истории называется скромным немецким словом Mensh — «Человек».
В сценическом воплощении понравилось художественное решение пространства: герои буквально окружены зрителями и кажется, что никак и нигде не скрыться от посторонних глаз в своём одиночестве и тщетных попытках его преодолеть. Та самая квартира напоминает то ли старый лифт, то ли клетку, то ли и то, и другое вместе. Интересным показалось решение с ритмами. Это не ново, понятное дело: в последнее время сразу в нескольких спектаклях разных театров видела визуализацию каких-то рутинных процессов через ритмы. Но и не успело еще стать «заезженным» приёмом, к тому же, гарантированно приводит зрителя в тонус.
Исполнители главных ролей Леон Словицкий и Лидия Марковских — очень органичны и обаятельны в своих персонажах. И, в противовес им, совершенно невнятными и непонятными показались артисты из более старшего поколения театра Малыщицкого. Возникло стойкое ощущение, что они не приняли до конца тех законов существования, которые задал режиссёр, да и сами для себя не создали никаких законов, поэтому просто прошагали пластическую партитуру и проговорили текст с «как бы» актерским переживанием (на самом деле, нет). Александр Разбаш, играющий Мистера Би, оказался примерно посередине с тенденцией к органичности: он не играл сугубо антигероя, что придавало ему определенного обаяния, но при этом иногда тоже уходил в выполнение чисто режиссёрских задач вместо актёрских. Хочется верить, что после премьерных показов спектакля эти противоречия артистами вскроются и разрешатся.
«Квартира» — первая работа Валентина Левицкого на сцене Камерного театра Малыщицкого. Валентин является резидентом другого питерского независимого театра — «Театра Поколений». Там он поставил несколько спектаклей, один из которых все еще в репертуаре — «Урод» по пьесе Мариуса фон Майербурга.
Конечно, как и в любой милой рождественской истории и здесь все закончилось хэппи-эндом. Герои вознаграждены, антигерои наказаны, фейерверки, брызги шампанского и крики «Ура!». Но не это главное. Главное — это ответы на задаваемые вопросы. Что может быть выше личного кабинета на 27-м этаже крупной страховой компании? Может, быть, вместо того, чтобы стать распределительным центром огромного бизнес-механизма, намного важнее стать центром вселенной для кого-то одного?
Автор: Мария Левицкая
Режиссёр: Валентин Левицкий
Художник: Надежда Лопардина
Свет: Юрий Соколов
Звук: Сергей Дробот
В спектакле заняты: Леон Словицкий/Ник Тихонов, Надежда Черных/Лидия Марковских, Андрей Шимко/Александр Разбаш, Виктор Гахов, Александр Худяков, Андрей Балашов, Антон Падерин, Ольга Богданова, Евгения Яхонтова, Юлия Шишова, Яна Кривуля.
Место: Камерный театр Малыщицкого
Продолжительность: 2 часа 30 минут с антрактом