Скукота, ахинея и затянутость – постоянные спутники серьёзных научных конференций. Режиссёр Иван Комаров и драматург Андрей Стадников поставили спектакль на эту тему и иронично передали атмосферу подобных мероприятий. Постановка «Конференция о поэте Высоцком и поэзии вообще» была показана в Еврейском музее и центре толерантности в рамках выставки «Коридоры. Семь миров Высоцкого». Команду вдохновила книга о Владимире Высоцком «Сторона В» под редакцией Анны Наринской – сборник эссе и воспоминаний, в которых Высоцкий показан в несколько нетрадиционной трактовке: как большой русский поэт, человек из интеллигентной семьи, человек без внешних и внутренних границ и ограничений, модник…
Итак, зритель попадает на воображаемую научную конференцию со всеми её атрибутами. Слушатели располагаются в необъятном пространстве первого этажа Еврейского музея. Несколько спикеров – на импровизированной сцене напротив, один возвышается над всеми как на трибуне. Также возможно их появление из самых неожиданных мест – пространство музея позволяет и спуститься по винтовой лестнице, и выступать где-то под потолком так, что тебя никто не видит. Вход / выход здесь свободный, с вами даже вежливо попрощаются.
«Докладчики» по очереди начинают. Они терпеть друг друга не могут – разные научные школы и направления. Кто-то нервно ёрзает во время речи другого, кто-то ухмыляется, кто-то всем видом своим воплощает раздражение, кто-то сохраняет полное спокойствие и просто ждёт своей очереди. Уже через пару минут после начала очередного спича теряешь нить повествования, пытаешься «вклиниться» в произносимый текст дальше – но тяжело. Громоздкий великий могучий русский язык, витиеватые речевые обороты трудно воспринимать на слух. Да и мысли порой звучат такие, что хочется узнать, что курил автор.
Из оставшихся в памяти обрывков выступлений складывается впечатление, что Высоцкий вовсе не антагонист советской власти, а её соратник и любимчик. Ему и за границу ездить разрешалось, и общался он там с кем хотел, и договор у него был с «Аэрофлотом» о том, что он рекламирует компанию в стихах и песнях, а Марина Влади летает за 50% стоимости… И прочие факты в поддержку «официальности» его творчества. Немного оживления в монотонность «докладов» вносит рассказ о том, как Высоцкий «с большой похмелюги» дал концерт в редакции журнала «Аврора» в Ленинграде, чтобы собрать деньги на дорогу в Москву. Слегка шокирует внезапно ворвавшийся в «конференц-зал» рэпер, читающий строчки поэта. Смех вызывает случайный прохожий в исподнем и с «Дошираком» с рассказом о конфликте человека и управдома.
При всей иронии и пафосе происходящего зрителю напоминают о суровой реальности стихами Высоцкого. О том, что:
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетала с выхлопом в трубу.
Эту песню исполняют в спектакле как минимум дважды. А во второй части «конференции» звучат «Баллада об оружии», «Я никогда не верил в миражи…», «Мне скулы от досады сводит…» и другие, местами совсем не оптимистичные тексты.
Слегка абсурдное научное действие актёрская команда отыграла мастерски, не оставив ни капли сомнений в реальности существования всех этих филологических дев и исследователей-фанатиков. Хотя примерно за час до премьеры стало известно о смерти режиссёра Дмитрия Брусникина – учителя троих актёров, занятых в спектакле. Они нашли в себе силы выполнить хорошо свою работу, а после финальных аплодисментов почтили память мастера вместе с залом.
Режиссёр: Иван Комаров
Шеф-драматург: Андрей Стадников
Художник: Ваня Боуден
Видео: Михаил Заиканов
Художник по свету: Антон Астахов
Саунд-дизайн: Евгений Егоренков
Актёры: Алиса Хазанова, Степан Азарян, Анастасия Великородная, Александр Золотовицкий, Анастасия Лебедева, Стивен Окснер, Максим Солопов.
Место: Еврейский музей и центр толерантности
Продолжительность: 1 час 40 минут