Творить зло и не испытывать отвращения к себе, отправлять людей на смерть и быть ранимым по натуре, готовить восстание и стучать на своих же товарищей в полицию. Как всё это может соединяться в одном человеке? Этот феномен исследует Российский академический Молодёжный театр (РАМТ) в спектакле «Карамора» по одноимённому рассказу Максима Горького.
Карамора – просторечное название крупного комара, похожего на паука. Такое прозвище дал главному герою Петру Каразину в детстве его отец. Пётр вырос, пошёл работать, присоединился к революционному подполью, влюбился, из-за преданности общему делу борьбы стал причастным к смерти человека, чтобы избежать ответственности начал сотрудничать с полицией. На этом был пойман своими товарищами-революционерами. И вот он сидит в застенках, ждёт своей участи, пишет историю своей жизни.
Спектакль играют в «Чёрной комнате» – маленьком сценическом пространстве с чёрными полами, стенами, дверьми. Чёрный цвет давит. Он – символ и тяжёлых времён для страны, и «чёрной» жизни Петра. Он даёт зрителям самим почувствовать себя в изоляции. Реквизит и свет позволяют воссоздать в этой комнате и обстановку одиночной камеры, и тайного собрания на заводе, и квартиру возлюбленной Петра, и кабинет следователя. Красные блики сопровождают марксистские речи, резкие белые – допросы. Чёрные кубы-холодильники выплёскивают и жар печи, и холод стужи. Открывающиеся двери по бокам сцены позволяют выходить за очерченные рамки и попадать, например, на каток или в отдельную квартиру. Уместно подобранное музыкальное и звуковое сопровождение. Здесь дождь капает за стенами тюрьмы, мяукает кошка на месте преступления, «Кармен» сопровождает период влюблённости героев, голос начальника охранки звучит как с того света.
Карамора в исполнении Ивана Воротняка выглядит простодушным деревенским парнем. Он с ностальгией вспоминает детство и отца, утверждает, что «настоящая любовь, как и вера, требует наивности», осознаёт, что завидует своему революционному наставнику Леониду, умеет смеяться над собой, переживает из-за ревности. Он недалёкого ума, не понимает шуток и не сообразит, что делать, когда его возлюбленная Саша сама себя бесстыдно ему предлагает. Ничего не понимает он и когда легко соглашается на сотрудничество с полицией. Нет никаких угрызений совести, поисков компромиссов, душевных терзаний. У него нет ни совести, ни чести. И задумался он о своих поступках только сейчас, в одиночной камере, думая, что смерть близко. «Жили во мне два человека, и один к другому не притерся», – объясняет всё он.
Актриса Людмила Пивоварова играет две роли. Тася, товарищ Петра по революционной борьбе, получается у неё идейной, абсолютно неженственной, с ней Караморе очень комфортно. А возлюбленная, бесшабашная Саша заставляет его понервничать. Эта милая, образованная «специалистка по детским болезням» открывает ему новый мир, где люди могут жить, играючи, а женщина вертеть мужчиной.
Хиленький еврей-гимназист Леонид в исполнении Ивана Юрова хоть и жалок, но именно он тут двигатель революции. Благодаря ему рабочие массы осознают идеи Маркса и учат «Интернационал». Алексею Мишакову потрясающе удаётся роль двуличного сотрудника органов Попова, шутника и весельчака, приударившего за Сашей, выслеживающего Карамору и гибнущего от его рук. Михаил Шкловский действительно живёт в роли жёсткого начальника охранного отделения Симонова, философа в душе.
Спектакль «Карамора» продолжил череду «горьковских» премьер этого года и очень точно передал дух революционного времени. Почти за два часа удалось рассказать историю одной подлости из множества, происходивших в те годы. Зрителям и страшно, и смешно, и горько, также им самим предоставляется возможность немного поучаствовать в действии.
Режиссёр: Александр Хухлин
Художник по свету: Нарек Туманян
Художник: Анастасия Бугаева
Саунд-дизайнер: Алексей Просвирнин
В ролях:
Пётр Каразин – Иван Воротняк
Саша; Тася – Людмила Пивоварова
Леопольд; Лучший товарищ по партии – Иван Юров
Попов; Сталевар – Алексей Мишаков
Симонов; Сталевар – Михаил Шкловский
Место: Российский академический Молодёжный театр
Продолжительность: 1 час 50 минут