Ощущение, что попадаешь в кабаре: столики и стулья по бокам сцены, двери, из которых появляются артисты, свободное сценическое пространство. До начала представления здесь несколько вентиляторов колышут белое полотно, в котором дальше можно будет считать и чистую душу главной героини, и несбывшиеся мечты, и разбитые надежды. Это «Кафе Идиот» Балета Москва – завораживающий экспрессивный танец по мотивам романа Фёдора Достоевского. Под французские мелодии несколько человек в ярко-красных костюмах, стилизованных под XIXвек, начинают представление. На их фоне выделяется девушка в белом. Первое время думаешь, что это главная героиня – Настасья Филипповна. Пытаешься угадать в артистах-мужчинах смиренного князя Мышкина и сумасбродного Рогожина.
Постепенно становится понятно, что черты каждого из главных героев присущи нескольким артистам. Настасья Филипповна в определённый момент воплощается в каждой женщине, Мышкин и Рогожин – в нескольких мужчинах. Каждый танцор хотя бы раз исполняет в спектакле ведущую партию. Девушка в белом вскоре облачается в красное, а затем вместе со всеми раздевается до нижнего белья, которое сложно отнести к какой-то эпохе. Связь с XIXвеком теряется. Всё вертится в вихре танцевальных и душевных страстей. В происходящем на сцене можно легко узнать и эпилептические припадки князя Мышкина, и эмоциональные всплески Настасьи Филипповны, и всепоглощающий пыл Парфёна Рогожина. Танцевальные движения иногда становятся акробатическими трюками, усиливая ощущения безумия, опасности, хождения по краю бездны. Ритм пластике и танцу задаёт не только музыка, но и топот с хлопками, дыхание.
Иногда детский голос зачитывает отрывки из романа «Идиот», повествующие о жизни Настасьи Филипповны и о болезни князя Мышкина. Искренние интонации подчёркивают духовную чистоту этих героев, оказавшихся в непростых жизненных обстоятельствах. Но, наблюдая за действием на сцене, не нужно выстраивать цепочку событий из романа. Её там нет. Всё обрывочно, передана лишь самая суть. А танец, скорее, отражает внутренние переживания. Здесь любовь и ненависть, заземлённость и горячность, наивность и коварство, мерцание долгожданного счастья и глубокие страдания. «Прозрачная» дверь на одной из боковых декораций словно символизирует портал, сквозь который герои переходят из одной крайности в другую.
Красно-белую цветовую гамму костюмов дополняет ядовито-зелёная боковая декорация с алой дверью. На задней стене сцены с помощью технических средств словно человеческие судьбы переплетаются то ли водоросли, то ли растения. И где-то там парит то самое белое полотно из начала спектакля – улетает душа Настасьи Филипповны, мечты, надежды…
Интересно, что «Кафе Идиот» отсылает нас также к знаковому спектаклю визуального театра «Кафе Мюллер» Пины Бауш, посвящённого поиску человеческого взаимопонимания. В «Кафе Идиот» идёт тот же поиск. Но что нашли герои, ещё нужно осмыслить. В заключение стоит напомнить, что «Кафе Идиот» – лауреат театральной премии «Золотая маска» в номинации «Современный танец/Лучший спектакль». Это ещё один аргумент в пользу того, что его стоит обязательно увидеть.
Хореография: Александр Пепеляев
Музыка: Ник Берч (Швейцария)
Медиа: Максим Яхонтов
Сценография, художник по костюмам: Сергей Илларионов
Место: Центр им Вс. Мейерхольда
Продолжительность: 1 час 30 минут