Одним из ярких событий театрального марта в Москве стал спектакль «Индивиды и атомарные предложения» Всеволода Лисовского, представленный на «Форма Лаб» –лаборатории в рамках программы фестиваля «Форма». И неудивительно, ведь фестиваль «Форма» давно занимается продвижением современного экспериментального искусства, а «Индивиды и атомарные предложения» явно не проходят по категории олдскульного, канонического театра.
Спектакль поставлен в Творческой Лаборатории «Угол» в Казани, в 2018 году стал участником программы «Маска Плюс» на фестивале «Золотая Маска». В его основе –коротенькая пьеса Андрея Киселева. В ней несколько фраз и несколько формул, отсылающих к работам философа и математика Бертрана Рассела. Спектакль экспериментирует со зрительским восприятием и позволяет каждому немножко стать режиссёром самому, сделав выбор, в каком измерении остаться – математическом или человеческом, в мире атомарных предложений или индивидов.
На входе в зрительный зал каждому выдают красные очки и наушники с плеером, где только два канала: по одному транслируют отрывки из математических трудов под заводные биты, по второму – живую речь пяти актёров, находящихся на сцене, она воспроизводится звукорежиссёром произвольно в режиме реального времени: на несколько минут он «включает» одного человека. Актёры статично стоят на сцене весь спектакль и произносят свои несвязанные друг с другом монологи. По обоим каналам, по сути, описывают мир вокруг нас. Описывают как могут: то слишком сложно, то слишком просто. Мы вольны слушать, что хотим, и в любой момент переключить канал. Смотреть, кстати, тоже. Надев красные очки, зритель не видит математических формул и анимационных зарисовок, проецируемых на задник сцены. Видит лишь силуэты артистов.
Что слушает в тот или иной момент конкретный зритель, можно понять только по его реакции, если он её как-то проявляет. В целом сюжета никакого не складывается, невозможно объять весь поток льющейся на тебя информации, в твоё сознание попадают только отдельные «брызги», а математика кажется далёкой от реальности. Так и в жизни – невозможно объять необъятное, а практика зачастую не совпадает с теорией.
На одном из показов «Индивидов и атомарных предложений» побывали наши авторы Наталия Алейнова и Юлия Замятина, вот что они рассказали о своих личных впечатлениях.
Наташа: «Поначалу переключала каналы, потом осталась на Бертране Расселе. Теоретическая часть мне показалась интереснее практической, захотелось поразмышлять об устройстве мира под этот монотонный голос и динамичные биты, не отвлекаться на обыденную болтовню, которой и так много в нашей жизни. Порой слышала смех соседей и в целом наблюдала за залом. Были люди явно растерянные, не понимающие, что происходит и куда они пришли, были увлечённые, с интересом улавливающие осколки информации».
Юля: «Я начала с Рассела, потом чуть задержалась в «потоке сознания» стоящих на сцене перформеров, потом щелкала кнопкой, а потом – устала. Мне показалось, что этот прием вполне себе логичен и интересен как часть чего-либо, но точно – не как самостоятельное часовое действо. Если всё понятно на пятнадцатой минуте, то зачем остальные 45? Ничего никуда не развивается, не меняет и не открывает. Да, дали почувствовать себя режиссерами, показали, что в любом хаосе и порядке осмысленности и этого самого порядка нет, выдали розовые очки и оставили в памяти красивое название. В общем, «всего хорошего и спасибо за рыбу». Как-то так.»
Режиссёр: Всеволод Лисовский
Пьеса: Андрей Киселев
Видео: Дмитрий Соболев
Стихи: Дмитрий Пименов
Битбокс: Вагиз Аюпов
Продолжительность: 1 час