Сокровенные и тонкие, искренние и ранимые, но, в то же время, эротические и шокирующие воспоминания музы Осипа Мандельштама, родственницы Николая Гумилёва и знакомой Максимилиана Волошина – Ольги Ваксель легли в основу спектакля «Или… Или…» в Московском Драматическом Театре «Человек». Эта постановка вовсе не о поэтах Серебряного века, а о сложной человеческой натуре, которая переживает взлёты и падения, бросается из крайности в крайности, неистово радуется жизни и горько страдает.
Итак, главная героиня – Ольга Ваксель (1903-1932). Долгое время о ней было известно лишь то, что ей посвятил несколько стихотворений Осип Мандельштам. Даже Анна Ахматова на полях его рукописи в своё время оставила пометку: «Кто такая Ольга Ваксель мы не знаем...». Уже позже великая поэтесса отзывалась о ней как об ослепительной красавице. Воспоминания Ваксель, опубликованные лишь в 2012 году, приоткрыли завесу тайны этой личности и открыли с неожиданной стороны её современников. Например, намёк на бисексуальность Надежды Мандельштам вызвал много споров.
Ольга Ваксель была троюродной сестрой мужа Ахматовой Николая Гумилёва и дочерью фрейлины императрицы. Она видела живого Распутина, отдыхала на даче Волошина, была свидетелем исторических событий, пережила революции и войны, но не могла пережить бурю внутри себя, и застрелилась в 29 лет. В её детстве произошла случайность, исковеркавшая ей всю жизнь. В 11 лет её изнасиловал офицер, лежавший в госпитале, где работала её мать. Ваксель неоднократно выходила замуж, разводилась, родила сына, писала стихи, попробовала себя в актрисах и множестве других профессий, но долгое время боролась с отвращением к мужчинам, а потом пострадала от роковой страсти.
Театр «Человек» показывает историю Ольги Ваксель силами всего двух актёров. В роли Ваксель – Милена Цховреба. Её монологи прочерчивают жизненный путь героини от совсем маленькой девочки до потерявшей смысл жизни женщины. Актрисе достоверно удаётся сыграть и детство, и отрочество, и юность, и зрелость. Веришь в происходящие на твоих глазах радости и разочарования, борьбу за счастье и вымученное материнство, богемные тусовки и суровую повседневность. Её белоснежный свободный наряд намекает и на душевную чистоту, и на невинность, и соблазнительную беззастенчивость, и погребальный саван.
Второй актёр – Дмитрий Филиппов – воплощение судьбоносных мужчин в жизни Ольги. Он и отчим, и муж, и негодяй-офицер, и вождь мирового пролетариата, и Мандельштам, и Гумилёв… Актёр ловко лавирует из роли в роль, от эпизода к эпизоду. Тут хороши и злодеи, и простаки, и твердолобые тупицы, и потерявшие человеческий облик подлецы. Проникновенно, искромётно и отчаянно он передаёт различные характеры. Его костюм универсален, он полностью в стиле 1920-х. Для перевоплощения достаточно снять пиджак, или надеть головной убор, или примерить очки.
Полноценная роль в спектакле отведена декорации. По началу она выглядит просто стеной с дверкой и окошком, подыгрывающей актёрам. Однако с нарастанием душевного накала героини декорация, как туча, надвигается на неё, выталкивая под конец в зрительный зал. И ничего не остаётся, кроме как пробить её и совершить свой роковой выстрел. И это не единственный контакт со зрителями в спектакле. Рассказывая свою историю, героиня делает их полноценными участниками событий своей жизни: показывает открытки, пододвигает корзину с камушками, призывает участвовать в аукционе. В крошечном зале театра «Человек» такой контакт очень проникновенен.
Вслушиваясь в обрывки мемуаров, выдержки из писем, стихи самой Ваксель, преисполняясь атмосферой её квартиры, учреждений, которые она посещала, корабля, на котором плавал один из её мужей, раздумываешь, кем же была эта женщина: ангелом, жертвой обстоятельств, или демоном-искусителем. И сразу ясен смысл, заложенный в название спектакля. А о строках Мандельштама, посвященных героине, думаешь, что они как нельзя лучше описывают её судьбу:
Жизнь упала, как зарница,
Как в стакан воды ресница.
Изолгавшись на корню,
Никого я не виню...
Авторы инсценировки: Фёдор Торстенсен, Милена Цховреба
Режиссёр-постановщик: Фёдор Торстенсен
Художник-постановщик: Георгий Хоситашвили
В ролях: Милена Цховреба, Дмитрий Филиппов
Место: Московский драматический спектакль «Человек»
Продолжительность: 1 час 30 минут