«Горячее сердце» – вневременная пьеса Островского о благородстве и низости, чести и бесчестии, любви и долге, богатстве и бедности. Вечный вопрос: жить честно, но трудно или без совести, зато легко и весело. О том, что богатые не плачут, но маются от скуки.
Персонажи пьесы – купец, его хитроватая жена, богатей-подрядчик, благонравный мещанин, честный приказчик, городничий и прочие – абсолютно анекдотические, но дающие широкий простор для актерской игры. На ней режиссер Александр Коручеков и построил спектакль.
Купеческо-мещанский быт уездного города Калинова обозначен на сцене очень условно – горизонтальными и вертикальными балками, соединенными между собой лестницами. Еще есть самодвижущиеся ворота и арестантская будка. Будет, конечно, и подводная лодка, и воздушный шар, и танк, но, по сути, вся сценография направлена на то, чтобы зритель сосредоточил свое внимание на персонажах. А сосредоточиться есть на чем. Спектакль выстроен таким образом, что проходных ролей нет.
Начинается история в доме богатого купца Курослепова. Живет себе купчина, самодурствует помаленьку, ленится и бездельничает, приказчиков за вихры таскает и не замечет, что жена его, Матрена, вовсю увивается за молодым красавцев Наркисом, да деньги мужнины втихую таскает. Обнаружив пропажу, купец зовет на помощь городничего Градобоева. Совместными усилиями они хватают первого попавшегося под руку юнца Васю Шустрого. К несчастью, Вася – возлюбленный курослеповсой дочери Параши, девушки серьезной, с гипертрофированными понятиями о чести и достоинстве, обладательницы того самого «горячего сердца».
Параша резко контрастирует с остальными персонажами пьесы, в ней одной нет ничего смешного или хотя бы забавного. Мария Бердинских выводит свою героиню совсем на другой уровень. Маленькая и хрупкая, в пылающем малиновом платье, она похожа скорее на революционерку, чем на купеческую дочь. Резкая, честная и прямая, она требует того же от своего любимого. Ради любви она готова на все: сбежать из ненавистного дома, обрезать косы и уйти в солдатки вслед за своим Васей. С недоумением и ужасом она обнаруживает, что Вася-то имеет совершенно иное мнение, он не прочь немного унизиться, только бы не идти в солдаты и не погибнуть на войне.
Ну а что, собственно, требовать от Васи (Юрий Цокуров)? Он – сын, хоть и разорившегося, но купца, первый парень на деревне, красавец. И в арестантскую-то попал по чистой случайности, так что ж теперь, на войне пропадать? Хочется же любить, гулять, петь (ах, как поет Юрий Цокуров – заслушаешься), давать мастер-классы по обольщению девушек (к слову, невероятно забавная сцена). Вся парашина горячность вызывает у него, по меньшей мере, недоумение. Ведь вокруг масса «примеров для подражания». Вот городничий Градобоев (Евгений Князев) тоже не прочь потерпеть издевательства богатеев, зато денежки в кармане всегда есть.
Евгений Князев (в непривычной для зрителя комической роли) рисует своего градоначальника одновременно туповатым и хитрым, боевым и сентиментальным, ленивым и деятельным. В длинном кожаном плаще и фуражке, бравый вояка рассказывает о войне с турками, ходит на базар за покупками и обижается, когда коверкают его имя (а как выговорить Серапион Мардарьич). Способный построить и низших, и равных, он все же пасует перед богачом Хлыновым, позволяя тому оскорбительные выходки за отдельную плату. И он совсем не прочь продать Хлынову арестанта Васю, вроде как освободить из тюрьмы, а все одно – в рабство.
В пьесе Тарах Тарасыч Хлынов – богатый подрядчик, скучающий, ищущий развлечений, не сомневающийся в своем превосходстве. Окруженный толпой приживал, мается от безделья и жаждет острых ощущений. Первое, что упоминают зрители в связи со спектаклем – это появление Сергея Маковецкого на сцене в подводной лодке. Да, лодка, конечно, эффектный ход, но дело совершенно не в ней, а в том каким получился образ Хлынова. И даже не один образ, а два.
Первый – это сам Хлынов, царь и Бог города Калинова. Он не просто самодур и искуситель, он, скорее, исследователь. С нескрываемым любопытством он изучает глубины человеческих душ. Экспериментирует, пытается понять до какой грани может дойти человек в своей низости. Стерпит ли городничий, если налить ему за шиворот воды, но одновременно сунуть денег? Будет ли Вася плясать, как дрессированная собачка за выкуп из тюрьмы? А что он сделает, если его любимая против таких плясок? И такая тоска его одолевает от осознания предсказуемости людских поступков, что ничего уже не радует – ни песни, ни пляски, ни игры в разбойников. Единственный мало-мальски занимательный экземпляр в его паноптикуме – Параша, но и она не вызывает у Хлынова особых эмоций, так... просто интересный персонаж.
Второй образ Сергея Маковецкого в этом спектакле – народный артист, любимец публики. В рамках характера Хлынова, создавая театр в театре, с тончайшей иронией и неповторимым юмором он играет «звезду». Появляясь на сцене, наслаждается овациями, снисходительно кивает залу «да, я знаю, вы в восторге». Хитро прищурясь наблюдает за коллегами «я еще посмотрю, умеете ли вы играть». Распоряжается пространством и актерами, создавая свою пьесу в пьесе. И в конце с томной усталостью закурит, выпьет шампанского и с достоинством удалится под несмолкающие аплодисменты.
Финал пьесы и спектакля трудно назвать счастливым. Параша не смогла простить Васе унижения и бесчестия и вышла замуж за нелюбимого и откровенно малахольного, зато честного Гаврюшу (Василий Симонов). Вопрос «зачем» остается открытым.
Спектакль получился ярким, музыкальным, полным юмора и великолепных сцен, которые хочется пересказывать дословно. Прекрасные актерские работы оставляют надежду на то, что «горячие сердца» все-таки у всех, просто разной температуры.
Постановка: Александр Коручеков
Сценография: Максим Обрезков
Художник по костюмам: Мария Данилова
Композитор: Петр Налич
Художник по свету: Андрей Абрамов
Художник-гример: Ольга Калявина
Музыкальный руководитель: Татьяна Агаева
Педагог по вокалу: Елена Садекова
Звукорежиссер: Андрей Мирный
Помощник режиссера: Наталья Меньшикова
В ролях:
Евгений Косырев, Анна Антонова, Ольга Тумайкина, Мария Бердинских, Виталийс Семёновс, Василий Симонов, Юрий Цокуров, Анатолий Меньщиков, Евгений Князев, Сергей Маковецкий, Александр Павлов, Юрий Красков, Олег Лопухов, Евгений Пилюгин, Денис Самойлов, Василий Цыганцов, Павел Юдин
Место: театр им. Е.Вахтангова
Продолжительность: 3 часа с антрактом