Современный театр – это история немного по кругу и практически бесконечно – сложно сказать, где начинается и где заканчивается, какие функции/роли кто исполнил. Новый проект Электротеатра как раз об этом.
Хотя в названии есть и Гамлет, и Шекспир, их не будет в известном вам виде. Драматическая основа спектакля – импровизация по оригинальному тексту в разных переводах, в том числе и самих участников. Ключевое слово – «импровизация». От оригинального текста остается метасюжет и его интерпретации участниками. «Быть или не быть» прозвучит, но обозначит уже что-то совершенно другое.
Премьерные показы – это заключительный этап большого проекта – лаборатории, созданной специально для этой постановки, главным художником театра Анастасией Нефедовой. В нее вошли компания свободных художников «НЕЖИТЬ», Московский международный университет, Мастерская Индивидуальной режиссуры МИР-5 и Электротеатр Станиславский. Видимыми этапами работы лаборатории были разные публичные мероприятия – от диспутов с участием специалистов по творчеству Шекспира до акции Мумификация (где любой пришедший мог превратиться в свою полиэтиленовую мумию/копию).
Визуальная (объектная) часть спектакля распространилась на все доступное пространство – во дворе Электротеатра болтается труп Полония и чья-то кровеносная система, в фойе малой сцены – бассейн с трупами и кресла с ними же. Проход в зрительный зал организован через темные проходы, которые то ли завод по производству нежитей, то ли стена эльсинорского замка. Логично, что с этой стены попадаешь в главный зал (он же – все пространство малой сцены), где уже поджидают шесть персонажей (допустим), полиэтиленовые мумии повсеместно (на зрительских стульях, на стенах, на специальном устройстве в центре).
Разговор о призраке, Полоний и Гертруда, Гамлет и Горацио, Лаэрт, Офелия, «быть или не быть», бродячие артисты, «иди в монастырь», «вот рута», поединок – отправные точки импровизации и опорные точки для зрителей. Этот драматический конструктор артисты собирают прямо сейчас, и, кажется, с непредсказуемым результатом. В финальной сцене поединка Гамлета и Лаэрта никто не дрался, но все умерли, в вакуум втянулся весь мусор эльсинорских дрязг.
Продекларированный создателями исследовательский подход как «попытка изучения возможности работы с нетеатральными материалами, привлечения в театр актуальных отношений человека и экологии во всех смыслах» (А. Нефедова) дает неожиданные результаты. Видимые – костюмы артистов из ресайкл материала, похожего на бумагу, мумии из полиэтилена – дают сильный эмоциональный эффект. Внутренние – отсутствие жесткой режиссуры и сценографии, аскетичный саунд (скрип пластика разной громкости) – тоже работают на него.
Режиссер – И. Козин
Сценография и костюмы – А. Нефёдова
Авторы и участники – Д. Борисов, М. Дорогова, В. Корниченко, А. Новицкий, Д. Прутов, С. Сатаева
Место – Электротеатр Станиславский, малая сцена
Продолжительность – 2 часа с одним антрактом
Фото: Олимпия Орлова