НОВОСТИ
КИНО И СЕРИАЛЫ
ИГРЫ
КОМИКСЫ
ТЕХНОЛОГИИ
НАУКА
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
КОСПЛЕЙ
ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
МУЗЫКА
ТЕАТР
ДРУГОЕ
ОБЗОРЫ
СТАТЬИ
ОТЧЕТЫ
МНЕНИЯ
ПАСХАЛКИ
РАЗБОРЫ
ТЕОРИИ
ИТОГИ
ГАЙДЫ
ФАКТЫ
ТЕСТЫ
ВИДЕО
КОНТАКТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ФИЛЬМЫ
ИГРЫ
Рецензия на спектакль «Эффект Чарли Гордона», Такой театр. Нормальных людей не бывает
ВТЫКАЙСЯ!
РЕЛИЗЫ КИНО
Синий жук 17.08.2023
Великий уравнитель 3 31.08.2023
Проклятие монахини 2 07.09.2023
После 5. Навсегда 14.09.2023
Призраки в Венеции 14.09.2023
Неудержимые 4 21.09.2023
Создатель 28.09.2023
РЕЛИЗЫ ИГР
Armored Core VI: Fires of Rubicon 25.08.2023
Starfield 06.09.2023
Mortal Kombat 1 14.09.2023
PayDay 3 21.09.2023
EA Sports FC 24 29.09.2023
Assassin's Creed: Mirage 05.10.2023
Forza Motorsport 10.10.2023
ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Рецензия на спектакль «Эффект Чарли Гордона», Такой театр. Нормальных людей не бывает

Алёна Мороз | 30.05.2018, 02:02

«Цветы для Элджернона» Дэниэла Киза – это дневник 32-летнего Чарли Гордона, слабоумного уборщика в пекарне, который соглашается принять участие в уникальном эксперименте по повышению интеллекта. Это трогательная история о принятии, любви и ответственности. Чарли проходит путь от радужного непонимания действительности, когда он мечтает быть таким же умным, как окружающие его люди, к мучительному ее осознанию, когда он становится умнее их всех вместе взятых. Жизнь его рушится – он вспоминает, как мать стыдилась его, била и запирала, понимает, что на работе всегда смеялись над ним, что курирующий эксперимент профессор относится к нему как к собственному созданию, которое до его вмешательства не имело души... Но смешон человек, возомнивший себя Богом: откат неизбежен, начинается деградация. Подопытная мышь, Элджернон, пережившая точно такую же операцию, умирает. Чарли отчаянно цепляется за остатки ускользающего интеллекта, болезненно переживает жалость окружающих и мечтает не забыть хотя бы как писать и читать.

Пожалуста если с можите положыте на могилку цветы для Элджернона. На заднем дворе.

«Эффект Чарли Гордона» Вари Светловой и Игоря Сергеева – это скорее не постановка по, а фантазия на тему.

Во-первых, их Чарли (Александр Худяков) не выглядит слабоумным. Он скорее блаженный – чистый, простой и безумно наивный, этакий большой ребенок с удивленно раскрытыми глазами. Его устами подчас глаголет истина – возможно, поэтому у него не получается то, что удалось книжному персонажу – показать процесс развития интеллекта, вхождения его в полную силу и постепенного угасания. Он с самого начала не кажется глупее окружающих, он скорее другой. И умнеет как-то вдруг – что выражается в геометрической прогрессии количества знаний, – а его научные достижения показаны таким тонким пунктиром, что связь высокого IQ и психологических проблем частично утрачивается.

Во-вторых, у них Элджернон из статиста превращается в полноценного персонажа: выбеленная Ниёле Мейлуте издевается над Чарли, паясничает и ведет пародийное ток-шоу «Мышиный взгляд», во время которого саркастично цитирует Библию и расстреливает «ненормальных» детей. Причем под конец выбор о том, кому жить, а кому нет, принимает один из зрителей – получается вариация на тему «Поздравляем, вы только что убили Бетховена».

Именно понятие нормы в постановке становится центральным. Что это вообще такое? Кто устанавливает, что есть норма, а что – нет? Чарли страстно желает стать нормальным, а когда он приближается к оптимальному значению по шкале социально одобряемого, оказывается, что ненормальные – все вокруг! Его мать, помешанная на чистоте, его жестокая сестра, его спивающийся отец, его агрессивные коллеги, псевдотворческая соседка-алкоголичка, истеричная дурочка мисс Кинниан... А профессор Немур, травмированный в детстве собственной матерью, и вовсе галлюцинирует, да еще и на рабочем месте.

К слову, еще одна важная тема, поддержанная постмодернистскими отсылками к «Франкенштейну», «Пиноккио» и «Моей прекрасной леди» – это взаимоотношения создания и создателя как ребенка и родителя, в которых второй вместе с жизнью дает первому драму той или иной степени болезненности. Насколько он ответственен за того, кого создал и имеет ли право отказаться от него? А наоборот?

Этот спектакль – манифест искренности. Он утверждает ценность индивидуальности в квадратно-гнездовом мире строгих стандартов, под которые люди пытаются себя подогнать, игнорируя свои странности и боли и переделывая внутренних Чарли. Впрочем, такая концепция, как и сам эксперимент, имеет фундаментальный изъян: возможно ли функционирование общества без стандартов и норм? Можно сказать, что профессор Немур выпускает в конце своего внутреннего Чарли, который полностью отключает его от реальности. Получается, что «эффект Чарли Гордона» – это возвращение к собственной правде с заведомо печальным исходом.


Несмотря на то, что постановка проигрывает роману в глубине и пронзительности, она представляет интересный и актуальный взгляд на него. Все это стильно и кинематографично, в духе Такого театра, оформлено и бодро сыграно. Особенно хороши нервная и пластичная Мейлуте-Элджернон и Грабузов, который исполняет роли отца Чарли и профессора Немура – и именно пиковые точки существования этих персонажей в спектакле способны вызвать слезы.


Режиссеры: Игорь Сергеев и Варя Светлова
Художник: Елена Беккер
В ролях: Александра Бостон/Ниеле Мейлуте, Игорь Грабузов, Юлия Гришаева, Анна Кочеткова/Ниеле Мейлуте, Владиммр Кузнецов/Леон Словиций, Лидия Марковских, Александр Худяков

Место: «Такой театр», площадка «Скороход»
Продолжительность: 3 часа с одним антрактом.

Рубрика: Мнения
Теги: Театр Спектакль theater Санкт-Петербург Такой театр
  • НОВОСТИ
  • ОБЗОРЫ
  • СТАТЬИ
  • КОНТАКТЫ
{{ item.type }}
{{ item.title }}
О нас Карта сайта Реклама Пользовательское соглашение RSS