О «Дневнике Анны Франк» написано и сказано очень много. Мировой театр и кинематограф обращался к дневнику несчетное количество раз. Перед режиссером стоит сложнейшая задача как можно бережнее рассказать историю маленькой еврейской девочки и ее семьи, прячущихся от нацистов в оккупированном городе. Екатерина Симонова при поддержке Римаса Туминаса очень аккуратно прошла по этому тончайшему льду, ни разу не оступившись.
Амфитеатр симоновской сцены идеально вписался в историю заточения. Художник Владимир Круглов отметил, что если бы нужно было делать другую декорацию к этому спектаклю, он бы просто перенес этот зал целиком на другую площадку. Действительно, камерность и глубина пространства амфитеатра очень похожа на маленькую мансарду бывшей конторы господина Франка, где вынуждена была прятаться его семья. В самом начале спектакля господин Франк (Олег Форостенко) открывает старенький чемоданчик и раздает всем персонажам шерстяные носки. Не знаю почему, но эти носки сразу все объясняют. Вот такая теперь будет жизнь, беззвучная, но все же жизнь.
Не только носки, но и все костюмы и грим героев (гример Ольга Калявина) вплоть до мельчайших деталей – говорящие. Прически женщин, старающихся выглядеть хорошо даже в таких обстоятельствах. Туфельки на каблуках, которые они надевают вечером, когда уже разрешены звуки. Нарядные кофточки, сережки... все то, что олицетворяет обычную жизнь, до войны. Желание хоть как-то отгородится, забыть, представить, что всего этого кошмара не существует. Красная помада госпожи Ван Даан (Мария Шастина) практически как отдельный персонаж спектакля, как и ее роскошная шуба. Все эти вещи из прошлой, счастливой и благополучной жизни, как якорь, удерживающий их в определенном времени и не дающий сорваться в полное отчаяние.
Костюм Мип Гиз (Наталия Масич) – строгая юбка, пиджак, туфли на невысоком каблуке – как броня. Голландка, рискующая собственной жизнью и прячущая еврейскую семью и должна быть одета в броню. Ничего не выражающий и не вызывающий никаких эмоций безликий образ, защищает от подозрений ее и ее подопечных.
Вот в таких образах и обстоятельствах и существуют две семьи – Франков и Ван Даанов. Две женщины, двое мужчин и три подростка. Разные люди, вынужденные существовать в замкнутом пространстве в условиях жестких ограничений. Нельзя издавать никаких звуков в течении дня, нельзя пользоваться водопроводом, нельзя, нельзя, нельзя.... Это тяжело для взрослого человека, а каково ребенку? Как справиться с бушующей внутри энергией? Анна Франк в исполнении Марии Риваль как раз такая – шебутная веселая девчонка, с неуемной энергией и фантазией, радость для всех в обычной жизни, и проблема в жизни изолированной. Ее энергии хватит на всех, но особенно достается спокойной и рассудительной сестре Марго (Ася Домская) и замкнутому мальчику Питеру Ван Даану (Константин Белошапка).
Неожиданно, к этим, уже вроде бы привыкшим друг к другу семьям добавляется еще один человек – господин Дуссел (Владислав Демченко). Человек с отвратительным характером, ипохондрик и параноик, противный до невозможности. Появление этого персонажа становится толчком и зритель до конца осознает весь ужас происходящего. До этого момента мы видели на сцене войну, несчастных людей, детей, лишенных будущего, великую трагедию человечества. С появлением Дуссела, зритель чувствует, что оказался запертым в карцере с чудовищем, один на один. Некуда бежать, негде спрятаться, убить нельзя, и сроки заточения неизвестны. Две несчастные семьи, пытающиеся сохранять хорошие отношения и хотя бы видимость нормальной жизни, вынуждены потратить остатки своих душевных сил на абсолютно отвратительного, чуждого, ненужного и просто навязанного им человека.
Но они все же стараются не падать духом и даже отмечают Хануку. Неугомонная Анна каким-то чудом умудряется приготовить всем подарки. И будут свечи, музыка и танцы. Музыкальный ряд спектакля, созданный Фаустасом Латенасом, по словам режиссера, подбирался совместно всем коллективом. Каждый аккорд должен был соответствовать произносимому в этот момент тексту, дополнять его. Музыка и танец – символы настоящей, но потерянной жизни, символы любви и отчаяния, и надежды...
Спектакли о войне, в большинстве своем, это открытая трагедия, со слезами и жесткими проявлениями эмоций, с попытками выбить зрителя из колеи, заставить его чувствовать.
Екатерина Симонова создала нежный, трепетный и плавный спектакль, в первую очередь, о человеке. О человеческой душе. О любви. Как сохранить в себе благородство и достоинство, как найти силы жить в не зависящих от тебя трагических обстоятельствах, как не потерять уважение и любовь к людям и самому себе.
Режиссёр – Екатерина Симонова
Руководитель постановки – Римас Туминас
Автор сценической версии и режиссер – Екатерина Симонова
Сценография и костюмы – Владимир Круглов
Музыка – Фаустас Латенас
Художник по свету – Сергей Мясников
Художник-гример – Ольга Калявина
Звукорежиссер – Екатерина Волкова
Помощник режиссера – Рогнеда Смирнова
В ролях:
Наталья Масич, Олег Форостенко, Вера Новикова, Ася Домская, Мария Риваль, Рубен Симонов, Мария Шастина, Константин Белошапка, Владислав Демченко
Фото: Мария Никифорова