«Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?», – эту фразу из советского фильма «Берегись автомобиля» я вспоминаю всякий раз, когда иду в театр на постановку пьесы великого англичанина. Спектаклей по шекспировской драматургии вышло несчётное количество, но режиссёры продолжают и продолжают к ней обращаться. Осенью прошлого года Московский Новый драматический театр выпустил «Что угодно, или 12 ночь» по известной комедии.
Действие происходит в несуществующей стране Иллирии, где герцог Орсино страдает от безответной любви к графине Оливии. Она в трауре по погибшим брату и отцу, никого не принимает, сватовство герцога отвергает. На службу при дворе Орсино поступает молодой человек Цезарио, которому он очень симпатизирует и отправляет его к Оливии с очередной попыткой сватовства. Оливия влюбляется в Цезарио и теряет голову.
Однако Цезарио – это переодетая девушка Виола, потерявшая в кораблекрушении своего брата-близнеца Себастьяна. Она не знает, что брат выжил и разыскивает её. Появление Себастьяна в городе приводит к путанице и цепочке недоразумений. Оливия просит Себастьяна, думая, что перед ней Цезарио, на ней жениться, и он соглашается. В финале брат и сестра встречаются, и всё встаёт на свои места.
Как в шекспировские времена все роли в спектакле «Что угодно, или 12 ночь» исполняют мужчины. Одетые в исторические костюмы, отлично загримированные и прекрасно перенявшие женские манеры, они поначалу вводят зрителей в заблуждение. В то, что Оливию (актёр Борис Шильманский) играет мужчина, очень тяжело поверить, не сверившись с программкой. Костюмы у многих говорящие. Например, на панталонах дяди Оливии Тоби, любителя поесть, выпить и повеселиться, изображён настоящий натюрморт.
Сам Уильям Шекспир присутствует на сцене весь спектакль – его огромный портрет располагается на задней стене сцены. Порой его лицо закрывает шторка-занавес с картинами в стиле эпохи Возрождения. Её расправляют и убирают, когда нужно обозначить смену место действия, например, из дома Оливии переместиться на улицу города. На сцене много забавных штучек – мандариновое дерево, декоративные кусты, переносные лавочки. Всё яркое, красивое, живое, как и разворачивающаяся на глазах зрителей история.
Если в первом акте сюжетные линии только обозначаются, зритель внимательно следит и запоминает, кто есть кто, и как он связан со всеми остальными, то во втором – зал то и дело покатывается со смеху. Особенно удаются сцены, когда камеристка Оливии Мария (Дмитрий Светус) решает подкинуть дворецкому Мальволио (Дмитрий Шиляев) любовное послание якобы от Оливии.
Невозможно без улыбки смотреть на простака Эндрю (Всеволод Шергин), также ищущего внимания Оливии и из ревности вызывающего на дуэль Цезарио, хотя он драться и не умеет. Никого не оставляет равнодушным обаятельный Тоби (Олег Бурыгин), затевающий мелкие пакости лишь ради смеха. Сама Оливия (Борис Шильманский) предстаёт женщиной любопытной и решительной, но не всегда знающей как верно поступить в той или иной ситуации. Её сомнения, кокетство и жеманство достаточно комичны, чтобы добавить интриги и в без того запутанную любовную историю.
Художественный руководитель Нового драматического театра, режиссёр Вячеслав Долгачёв взялся за постановку Шекспира впервые. «Самая большая сложность – текст Шекспира, он волшебный. Произнести все это и прожить одновременно не так легко. А если еще предметом рассмотрения является влюбленность, любовь и настоящая любовь... Да, да, я не оговорился, мы много блуждаем в ожидании настоящей любви, принимая за нее ЧТО УГОДНО. К тому же все персонажи пьесы не совсем те, какими их видят окружающие. «Я не я, а...» – мог бы произнести каждый из участников этой невероятной истории, в которой может быть ЧТО УГОДНО», – приводятся слова Долгачёва на сайте театра.
Этот спектакль придётся по душе и случайным зрителям, и заядлым театралам. Первые весело проведут вечер, прикоснувшись к классике, вторые смогут расслабиться, посмотрев замечательную и качественную комедию положений, каких действительно мало.
Режиссёр-постановщик – Вячеслав Долгачёв
Художник-постановщик – Маргарита Демьянова
Композитор – Лариса Казакова
Балетмейстер – Анна Меловатская
Ассистент режиссёра – Алексей Спирин
В ролях:
Орсино, Герцог Иллирийский – Михаил Калиничев
Себастьян, брат Виолы – Евгений Рубин
Антонио, капитан корабля, друг Себастьяна – Николай Разуменко
Валентин, приближенный Герцога – Сергей Сахаров
Курио, приближенный Герцога – Михаил Сохоров
Сэр Тоби Белч, дядя Оливии – Олег Бурыгин
Сэр Эндрю Эгьючик – Всеволод Шергин
Мальволио, дворецкий Оливии – Роман Бреев / Дмитрий Шиляев
Фабиан – Юрий Караулкин
Фесте, шут – Алексей Спирин
Оливия – Борис Шильманский
Виола – Иван Ефремов
Мария, камеристка Оливии – Дмитрий Светус
Первый пристав – Сергей Сахаров
Второй пристав – Михаил Сохоров
Капитан, священник – Юрий Караулкин
В спектакле принимает участие квартет музыкантов в составе:
Скрипка – Александр Барклянский / Антон Усатюк
Флейта – Игорь Сунцов
Фагот – Никита Баранов
Гитара – Сергей Баринов
Место: Московский Новый драматический театр
Продолжительность: 3 часа 10 минут