О том, что перед зрителями пространство склада, дают понять заставленные по краям зала коробки и обилие целлофана, по-видимому, используемого в качестве оберточного материала. Впереди голые мужчины и женщины, стоящие спиной к зрителям, они ныряют поочередно или даже в некий рассинхрон, если хотите, а также не забывают снимать парик со своего соседа. Запах аммиака, о наличии которого трудно было просто забыть, начинал прощаться со зрителем – он остался в предыдущем зале. Посередине склада – подвешенная палка, на конце которой кулак зажимающий петлю. Это символ черты, линии или границы между мирами, между жизнью и смертью. Два человека, стоящие на разных половинах зала, начинают диалог, из которого все сразу становится понятно. Становится ясно, кто перед нами. Так зритель встречает Бога и Лазаря, а также их собственную драму, которую посчастливилось увидеть.
Спектакль, несущий в себе главный смысл беседы Лазаря и Бога, был придуман Ромео Кастелуччи, настоящим маэстро своего дела. И хотя премьера состоялась еще в 2015 году, это вовсе не означает, что о данном настоящем искусстве стоит позабыть. Этим я сейчас и займусь, напомню Вам об этом театральном действе и постараюсь вновь подогреть интерес. Отмечу, что «Человеческое использование человеческих существ» является номинантом на Золотую маску 2016 года. А это уже не шутки, согласитесь.
Начнем с самого начала. Все зрители в ожидании. У них нет билетов, а значит нет мест, все понимают, что сейчас будет происходить что-то далекое от традиционного театра. Помещение наполняется дымной завесой, манящей последовать за ней. Все входят в белый зал, рассаживаются на пол или просто неподвижно стоят, оглядываясь по сторонам. Трое мужчин в противогазах осторожно катят колесо, исписанное шифром, кодировкой, языком Дженералиссимо. Но об этом чуть позже. Помещение заполняется запахом аммиака, от которого становится не по себе. Кто-то прижимается поближе к стене, кто-то начинает кашлять. Это запах гниющего тела – тела главного героя, Лазаря. Кому-то становится действительно плохо, но на это и был расчёт художников. Появляются очертания лошади, а точнее ее копыт. За ней – колесо от повозки, образ которой зритель также достраивает в своем воображении. Лошадь доходит до спящего (скорее всего это вовсе не сон; может это Лазарь?) мужчины в противогазе и после этого открывается дорога в следующий зал.
Так что же это было? Что это за место? Можно только догадываться. Это белое пространство зала похоже на Чистилище. А лошадь – на проводника через границу. Туда, куда зрители, словно свидетели исторических событий, непременно следуют. Так они все оказываются на складе…
Действо происходит на выдуманном языке Дженералиссимо на базе нумерологии, придуманном Обществом Рафаэля Санти в 1985 году в результате исследований креольских языков. Около четырехсот использованных слов, можно выразить четырьмя словами на самом чистом уровне. Напоминает двоичную кодировку данных, где все можно представить нулем и единицей.
Бог каждый раз объявляет на каком уровне будет происходить диалог с Лазарем. И, конечно, сначала общение, совсем понятное и обычное для нас, простолюдинов, перетекает в диалог на общепринятом языке высшего уровня, воспроизведение которого больше походит на введение в транс или гипноз. Слова «АГОН», «АПОФЕМА», «МЕТЕОР», «БЛОК» звучат безэмоционально и от того по-господски величественно. От четвертого до первого уровня также не перестают меняться декорации. Большие стены переворачивают, снимают целлофан. Из них складывается знаменитая фреска Джотто. Зрителям представляют картину без границ. Актеры, сначала одетые совсем по-простому, но в одежду нынешнего века, облачаются в пледы теплых оттенков и постепенно встают на колени перед Господом. Зритель становится свидетелем. Не только диалога с Лазарем, но и настоящего необъяснимого чуда.
«Не бойся жить – ты не вспомнишь, что умер» – громом врезается в зал. Диалог, что протекает по разные стороны от границы наталкивает на те вопросы, что мы избегаем и стараемся не замечать. «В чем смысл жить? В чем смысл просто менять оболочку?» (вспомните момент, где я описывал, как герои спектакля меняли парики друг другу; мысли о колесе Сансары, правда же?). Лазарь подмечает, что он не хочет «снова кровоточить». Поэтому Иисус со своим господским чистым сердцем занимает его место. На колесе его распятого, уводит лошадь. Люди следуют за ним.
Сейчас, наверное, думаете, зачем я расписал Вам весь спектакль? О, даже не надейтесь. Я лишь из чистых побуждений подметил те моменты, с которыми Вам станет точно понятнее, что происходит вокруг. Но вы же, безусловно, понимаете, что все представимо субъективно? Уверен, что Вас посетят свои мысли и Вы совершенно точно увидите здесь другие замыслы. Это театр состояния, поэтому, не так важно само действие. Важны ваши искренние и неподкупные эмоции.
Идея спектакля в действительности проста, зато сколько мыслей и дискуссий потом! От вопросов «Что это было?» до заключений, объясняющих «в чем смысл жизни». Сам Ромео Кастеллуччи отзывается о постановке следующим образом:
«О чем мой спектакль? Идея родилась, когда я рассматривал великую фреску Джотто «Воскрешение Лазаря» в Падуе. Я представил себе, как бы могла выглядеть эта фреска в реальности; представил диалог, который бы мог произойти между Христом и Лазарем. Ведь Лазарь вовсе не рад своему воскрешению и не хочет возвращаться к жизни. В некотором смысле Иисус настаивает, потому что воскрешение должно стать символом для человечества. Поэтому в центре действия конфликт: Лазарь не хочет возвращаться к жизни...»
«Человеческое использование человеческих существ». Думаю, весь смысл скрыт в самом названии. Зрители здесь находятся в состоянии свидетелей. Поэтому их не стесняются двигать или поднимать, чтобы они уступили дорогу. Настроение и поведение самих посетителей театра делают всю атмосферу этого перфоманса. Создатели хотели полного погружения. И у них это полностью получилось. Запах гниющего тела и диалог с Богом. Чем же еще можно подкупить? Конечно, тяжелой внеземной музыкой, которая уносит тебя туда обратно, в Чистилище. Тебе не нужен противогаз. К запаху ты уже привык. Весь очищенный от этого сюрреализма ты выходишь обратно в мир суеты и беготни. Если это не искусство, тогда что? Мысли о жизни и смерти, о чем-то далеком и необъяснимом. Признайтесь, разве не для этого Вы ходите в театр? «Пять Ромео Кастеллучи из пяти» – моя личная, безусловно, субъективная оценка.
Автор: Ромео Кастеллуччи
Текст: Клаудиа Кастеллуччи
Перевод: Алена Шумакова
Ассистент режиссера: Сильвано Валтолина
Исполнители
ИИСУС – Евгений Сергеев
ЛАЗАРЬ – Дмитрий Чеботарёв
А также
Фёдор Борисенко, Георгий Грищенков, Анна Даукаева, Алиса Дмитриева, Владимир Долматовский, Анна Капалева, Антон Косточкин, Татьяна Майст, Александр Милосердов, Дмитрий Мягкий,Татьяна Назарова, Наталия Афанасьева, Людмила Розанова, Александр Синюков, Михаил Соколов, Антон Торсуков, Алена Федорова, Людмила Халилуллина, Максим Деричев, Анна Мавлитова, Александр Пантелеев
Музыкальное оформление: Группа PHURPA под руководством Алексея Тегина
Место: Электротеатр Станиславского
Продолжительность: 50 минут