Чеховская «Чайка», к удивлению читателя и зрителя названная комедией, на своих белых крыльях облетела, наверное, все сцены мира. И каждый режиссер пытается интерпретировать ее на свой лад, пытаясь найти зашифрованные Антоном Павловичем скрытые смыслы. В большинстве случаев, к сожалению, зритель с трудом понимает такие интерпретации. Не говоря уже о том, что разглядеть комедию в «Чайке» и вовсе не представляется возможным.
Режиссер Ирина Пахомова представила свое видение пьесы на сцене Московского областного театра юного зрителя. И, к моему величайшему изумлению, я увидела комедию. Конечно, не совсем комедию, скорее трагикомедию, но и это удивительно.
Звон колокола зовет зрителя в зал, где уже оживает деревенская жизнь. Шумит ветер, слышится далекое пение птиц, то и дело пробегает тихонечко служанка (Юлия Дарина) в кружевном переднике, чтобы прошептать на ушко лакею (Дмитрий Сидоренко) какие-то местные новости. На сцене арка-ширма, напоминающая витраж в нежных тонах, под сценой – реквизит: столы, стулья, кресла. Эдакая деревенская пастораль. С последним ударом колокола арка разделяется на три части, и плавно преображается в сцену, на которую вот-вот выпорхнет Нина Заречная. Декорации в исполнении художника-сценографа Акинфа Белова получили в этом спектакле не только атмосферную, но и хореографическую роль. Их плавное движение от сцены к сцене похоже на танец или на замедленный кадр в кино. Люди растворяются в театре, театр захватывает людей.
Через призму театра видна жизнь обитателей усадьбы, их горести и радости, любовь и одиночество, их отчаяние и жажда жизни. Это маленькое общество похоже на дороги, уходящие из одной точки в разных направлениях, и как ни старайся, они не пересекутся. Маша любит Костю, но Костя любит Нину, Нина любит Бориса, который в свою очередь любит только себя. Так много любви и так мало взаимности. В этом театральном царстве властвует Ирина Николаевна Аркадина, в блистательном исполнении Нонны Гришаевой. Эта роль идет актрисе невероятно, несмотря на то, что по ее словам, было сложно воплощать образ равнодушной матери. Но этой тяжелой работы зритель не видит. Аркадина легка, грациозна, цинична, театральна и жестока. Тем ярче видится в финале ее растерянность и бессилие, она как будто мгновенно стареет, перестает играть, теряет свой стальной стержень и становится просто несчастной немолодой женщиной. И даже ее великолепный наряд тускнеет и превращается просто в одежду.
Я не зря вспомнила о платье Аркадиной. Костюмы к спектаклю создал Максим Обрезков, главный художник театра Вахтангова. Он не стал мучить глаза зрителя какими-нибудь сюрреалистическими картинами, персонажи спектакля одеты с изяществом и достоинством присущими своему времени. К тому же костюмы в этом спектакле – не только одежда, они – настроение, характеристика персонажа. Например, платье Нины (Варвара Комарова) в первом акте белое, скромное, символ чистоты и невинности. Когда она играет пьесу, красная струящаяся ткань окутывает ее фигуру, а в финале наряд уже черен, как и ее жизнь. Или костюм Медведенко (Валерий Крупенин), такой же несчастный и нелепый, как и его обладатель. Наряд совсем не новый, пиджак велик, как будто с чужого плеча, жалкое зрелище.
А платье Маши (Людмила Мунирова) темное и глухое, застегнутое на все пуговицы – это ее безнадежная любовь и постоянное сдерживание этой любви. Кажется, расстегни одну пуговицу и этот самоконтроль рухнет, прорвет плотину и тогда жизни конец. Людмила Мунирова поразила удивительной игрой глаз. Она не произносит много текста, но каждый ее взгляд красноречивей любых слов.
Костя Треплев (Илья Ильиных) в этом спектакле получился, на мой взгляд, больше несчастным сыном, чем неудачливым литератором и безответным влюбленным. И в этом оказалось больше трагизма, ведь изначальное детское одиночество страшнее всего, даже неразделенной любви. Илья Ильиных играет ребенка, мальчика, застрявшего в обидах детства. Мы все остаемся детьми, и что для нас страшнее – равнодушие всего мира или одной, но самой важной женщины? Это очень хорошо видно в сцене с Нонной Гришаевой, когда она меняет ему повязку. Мальчик в теле взрослого мужчины буквально жаждет любого прикосновения матери, сыграна сцена просто великолепно!
Нельзя также не отметить прекрасные работы Антона Афанасьева в роли чудесного ловеласа – доктора, Виктора Есина в роли добродушного Сорина и Андрея Клюева в роли основательного и сурового управляющего Шамраева.
Кроме того, что спектакль визуально красив, прекрасно поставлен и великолепно сыгран, у него есть еще одно неоспоримое достоинство: его могут смотреть все: и консервативные пожилые дамы, и маленькие дети. Дамы не будут оскорблены неподобающим поведением на сцене, а детям (кроме прочего) понравится близость акторов, периодически выходящих в зал.
Режиссер: Ирина Пахомова
Художник-сценограф : Акинф Белов
Художник по костюмам: заслуженный художник РФ Максим Обрезков
Художник по свету: Елена Прохорова
В ролях:
Нонна Гришаева, Илья Ильиных, Илья Халмурзаев, Виктор Есин, Христина Полуянова , Варвара Комарова, Андрей Клюев , Артур Казберов, Элеонора Трофимова , Татьяна Покроева, Людмила Мунирова , Анастасия Христьян, Алексей Рыжков , Максим Керин, Антон Афанасьев, Станислав Сергеев , Валерий Крупенин, Дмитрий Сидоренко, Юлия Дарина