Три части, три «Чайки», три режиссёрских концепции, три самостоятельных спектакля... В Электротеатре Станиславский идёт уникальная постановка знаменитой чеховской пьесы. Режиссёры Юрий Муравицкий, Юрий Квятковский и Кирилл Вытоптов разбили четыре акта «Чайки» на три части, представили свои версии известных событий и сыграли Костю Треплева в постановках друг друга (Квятковский в версии Муравицкого, Муравицкий – у Вытоптова, а Вытоптов – у Квятковского).
Итак, вы попадаете в зрительный зал. Вернее, на фэшн-шоу Юрия Муравицкого. Люди в чёрном шагают по подиуму. И костюмом, и статью здесь выделяется Аркадина (Елена Морозова), бросающая реплики в адрес сына-режиссёра. Режет слух фраза, которой, конечно, не было у Чехова: «Хорошо хоть не сидишь». Сразу становиться понятно, что постановка актуальная. Затем все герои одновременно начинают выкрикивать монологи. По доносящимся обрывкам фраз понимаешь, что никто тут не ограничен – в этой форме можно высказать своё мнение о спектакле Кости Треплева, о режиссуре вообще, о театре в целом, о чём угодно в общем.
Дальнейшее действие представляет собой немногословные словесные дуэли всех действующих лиц: Полины Андреевны и Дорна, Маши и Медведенко, Заречной и Тригорина, Заречной и Треплева и так далее. Здесь каждый зациклен на себе, бесконечно занимается самопрезентацией и многократно повторяет одну и ту же реплику, полностью характеризующую его личность. Фразой «Тебя что-то не устраивает?» описана семейная жизнь Маши и Медведенко. Реплики «Мне 22 года, и я не хочу жить» достаточно, чтобы понять душевное состояние Маши. «Мне 55 лет» – всё, что может сказать о своей жизни Дорн. Это дефиле прервётся лишь на выступление Нины Заречной (Анна Кузминская) с балкона в зрительном зале. Известный монолог остановлен по Чехову раздражённым Костей, и все как ни в чём не бывало продолжают скитания по подиуму. Завершает первый акт мизансцена объяснения Нины и Треплева с трупом чайки.
Во втором акте, как сообщают титры на видеоэкранах, мы попадаем в 1898 год. Константин Станиславский ставит «Чайку» в Московском Художественном театре и ищет с актёрами новые формы. Режиссёр Юрий Квятковский использует стенограмму реплик Станиславского с репетиций, а артисты занимаются импровизацией. Они по очереди примеряют на себя роли разных действующих лиц. И эта часть спектакля каждый раз проходит по-разному, каждый раз с чистого листа. Как утверждают создатели спектакля, есть несколько стартовых точек, от которых они отталкиваются, но каждый спектакль неповторим. Юрий Квятковский лишь следит за таймингом и отбивает очередной гонг, означающий переход к другому персонажу.
Полёт актёрской фантазии безграничен. Под реплики из пьесы и не только можно увидеть, например, как они делают зарядку, устраивают просмотр в театральный институт, попадают на кинопробы… Мужские персонажи сливаются с женскими, постепенно не понимаешь, кто есть кто. Временами действие не имеет отношения к «Чайке». Все происходит на том же подиуме, где в первом акте прошёл модный показ. Лишь с краю прикреплена воздушная горка, очень похожая на аварийный трап самолёта. Она будто напоминает о том, что пьеса «Чайка» – катастрофа человеческих судеб, и как её не поставь, всё равно она катастрофой и останется.
В третьей части подиум превращается в барную стойку, заставленную крепким алкоголем. Вокруг неё можно собрались известные люди – Альберт Эйнштейн, Элвис Пресли, Эми Уайнхаус… Исторические личности решили провести вечеринку в компании с человеком, знающим всё об общемировой душе, с Костей Треплевым (Юрий Муравицкий). Он проникся этой идей и сидит с сбоку за письменным столом и открытым макбуком, пишет своё важное произведение. Звучит музыка из мистического сериала «Твин Пикс». Активного действия почти нет. Всё происходящее сюрреалистично и медитативно. Это состояние разрушает Нина Заречная, сначала появившись на видеоэкранах с фрагментами своей неудачной актёрской карьеры, а потом и живьём. В образе Мэрилин Монро она приходит объясниться к Треплеву и оставляет его распластанное тело на письменном столе. Великие люди отпевают труп Кости, читая хором его пьесу «Люди, львы, орлы и куропатки». А зрители соединяют воедино всё увиденное.
Сказать, что это было необычно, – ничего не сказать. Это было грандиозно. Три очень разных режиссёрских подхода показали, что чеховская пьеса и современная, и философская, и сумасшедшая, и жизненная. Если хорошо знаете текст «Чайки», вы легко поймёте все интерпретации и даже поразмышляете, например, считают ли сильные мира сего карьеру Заречной удачной или каково это быть актёром, у которого не отрепетирована импровизация.
Премьера этого спектакля состоялась в 2016 году в рамках проекта продюсерской группы VOTTEBE «Театральная бессонница». Спектакль начинался в 23 часа и заканчивался в 5-6 утра, как раз к открытию метро. Были длинные антракты, с живой музыкой и работающим баром. И последняя часть, где действие как раз происходит в баре, соответствовала настроению публики. Теперь спектакль начинают в 19 часов и заканчивают до полуночи. Эта «Чайка» выделяется среди множества спектаклей по этой пьесе в российских театрах, и её нужно обязательно увидеть.
Режиссёры: Юрий Муравицкий, Юрий Квятковский, Кирилл Вытоптов
Художник: Нана Абдрашитова
Художник по свету: Евгений Виноградов
Драматург:Андрей Стадников
Композитор: Дмитрий Власик
Хореографы:Юлия Точиленкова, Виталий Боровик
Музыканты: Саба Лагадзе, Дмитрий Пименов, Владимир Глушко
Исполнители: Юрий Муравицкий, Юрий Квятковский, Кирилл Вытоптов, Елена Морозова, Дмитрий Чеботарёв, Александр Синюков, Анна Кузминская, Маргарита Мовсесян, Азамат Нигманов, Людмила Халилуллина, Анна Даукаева, Юлия Абдель Фаттах, Роман Дробот, Евгений Самарин, Максим Деричев, Ирина Гринева, Павел Кравец, Екатерина Андреева, Николай Трифилов, Маргарита Мовсесян, Евгений Сергеев, Людмила Лушина, Анастасия Цой
Место: Электротеатр Станиславский
Продолжительность: 3 часа 40 минут