Много ли вы видели спектаклей, после которых хочется летать и петь? В состоянии абсолютного счастья выходишь из Студии театрального искусства, посмотрев «Битву жизни» Сергея Женовача по новелле английского писателя Чарльза Диккенса. Добрая история о сестринской любви переносит в тёплую атмосферу семейного очага и согревает душу.
На сцене уютный дом, трещит камин. Свет выстроен будто солнечные лучи заглянули на огонёк, позже их сменят свечи, озаряющие пространство. По началу кажется, что вы присутствуете на репетиции домашнего спектакля. Все герои выходят с кипами бумаг формата А4 и по ролям читают текст Диккенса. Они запинаются, ошибаются, летают в облаках и пропускают свои реплики. Их направляет читающий текст от автора сочинитель-постановщик этого действия. У него в руках карандаш и он кропотливо расставляет акценты в своём экземпляре.
Мы узнаём о небольшом английском городе и дружной семье доктора и его двух дочерей. У младшей день рождения и в этот день она прощается со своим женихом, уезжающим учиться. Он очень дружен со старшей сестрой, и младшая чувствует, что та влюблена в него. Накануне возвращения юноши младшая дочь исчезает из дома, создав иллюзию побега с другим мужчиной. Она вернётся домой через шесть долгих лет в счастливую семью своей старшей сестры и её любимого, расскажет о тёплых сестринских чувствах и развеет все тайны своего отсутствия.
Выбранный режиссёром формат читки заставляет внимательно вслушиваться в диалоги и малейшие смены интонаций. Постепенно забываешь, что перед тобой своего рода репетиция. Её участники постепенно начинают проживать судьбу своих героев как свою, а в философских рассуждениях о том, что же такое жизнь – битва, фарс или нелепица – чувствуется большой жизненный опыт каждого тут присутствующего. Лейтмотивом постановки становится текст, который чётко усвоила служанка доктора, читавшая в своей жизни только надписи вокруг собственного напёрстка и кухонной тёрки для мускатного ореха:
Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой! Прощай обиды, не помни зла!.
Иногда нам ненавязчиво напоминают, что всё здесь – только текст из книжки, и он не стоит того, чтобы над ним плакать. Герои постоянно подбадривают друг друга, комически обыгрывают серьёзные темы – смерть и человеческую глупость, добрыми улыбками отзываются на малейшие проявления чувств и эмоций. Тут ни у кого нет маленьких ролей, а особенно и ценны второстепенные герои: милейшие и прямолинейные слуги, по-английски чопорные, знающие себе цену адвокаты со своими жёнами – друзья и поверенные доктора. Тут полностью отсутствует суета, а размеренное течение жизни открыто говорит, что счастье есть.
Спектакль «Битва жизни» для Студии театрального искусства поистине легендарный. Его премьера в мае 2008 года стала первой в здании бывшей золотоканительной фабрики купца Алексеева, известного в театральном мире под фамилией Станиславский. Сюда в марте 2008 года переехала Студия театрального искусства под руководством Сергея Женовача. Интерьеры здания, как и декорации к «Битве жизни», оформлял Александр Боровский, создав настоящее чудо в театральной Москве.
Композиция и постановка – Сергей Женовач
Художник – Александр Боровский
Художник по свету –Дамир Исмагилов
Композитор –Григорий Гоберник
Педагог по речи –Вера Камышникова
В ролях:
Сочинитель – Сергей Пирняк
Доктор Джедлер – Сергей Качанов
Грейс, его старшая дочь – Катерина Васильева
Мэрьон, его младшая дочь – Мария Курденевич / Елизавета Кондакова
Элфред Хитфилд – Андрей Назимов
Майкл Уордн – Игорь Лизенгевич
Клеменси Ньюком, служанка в доме доктора –Мария Шашлова / Мария Корытова
Бенджамин Бритен, слуга в доме доктора –Сергей Аброскин
Мистер Сничи, адвокат – Григорий Служитель
Миссис Сничи, его жена – Анна Рудь / Катерина Васильева / Ольга Калашникова
Мистер Крегс, адвокат – Нодар Сирадзе
Миссис Крегс, его жена – Анастасия Имамова / Ольга Калашникова / Екатерина Копылова
Место: Студия театрального искусства
Продолжительность: 2 часа 45 минут
Фото: Александр Иванишин