Таинственная история Билли Миллигана – самого известного человека с расщеплением личности – известна сегодня почти всем. Однако при своей популярности она остается практически невостребованной в искусстве. Фильм «Переполненная комната» с Ди Каприо снимают со времен, когда у того не было Оскара, и дата его выхода все еще неизвестна. Актуальных постановок кроме той, которой посвящена эта статья, найти не удалось. С одной стороны, это странно при таких необычных подробностях и всеобщем интересе (рейтинг ожидания фильма на Кинопоиске – 99%). С другой – логично: как подступиться к задаче изображения 24 личностей в одном человеке?
Молодые режиссеры Игорь Сергеев и Варя Светлова на то и молодые, что трудных и амбициозных задач не боятся: они смело взялись за сюжет, написали на его основе пьесу и поставили самый настоящий детектив. Детектив-головоломку: здесь все что-то ищут. Врачи пытаются понять, болен ли Билли и чем, субличности Билли пытаются найти и разбудить его, сам Билли пытается найти выход из странного места, в которое он попал. Развязка всех детективных линий происходит одновременно в короткой финальной сцене: сюжетный твист разрубает гордиев узел задач и проблем одним махом и размыкает концовку, оставляя не меньше вопросов, чем ответов.
Постановка не предлагает однозначных трактовок и не отвечает, были ли Билли симулянтом или сумасшедшим, и откуда взялись все эти люди в его голове, если он все же не лгал. Разворачивая сюжет в пространстве идей, она занимается изучением природы человека, его становления и взросления. «Билли Миллиган» Такого театра – это многомерная история про путь к себе, про то, как себе не врать, про преодоление страхов и принятие зла в себе и в мире. Про маски, которые прирастают к лицу так крепко, что его уже не различить. В этом смысле очень интересно начало третьего акта, когда зрители проходят в зал через двери в подсознание главного героя. То ли все мы – его непроявленные личности, то ли каждый из нас – немного Билли. Ведь у всех нас есть разные «лица» для взаимодействия с миром в разных его проявлениях, но их слиянность с нашим собственным «Я» мешает это осознать. А история несчастного паренька, который прячется глубоко в себя и засыпает, доверяя всю работу выдуманным личностям, каждая из которых более умна, сильна, зла или стойка к насилию, становится прекрасным кейсом для разбора собственных сложностей и проблем.
Интересен отказ режиссеров от фигуры Учителя – объединяющей личности, которая в оригинальной истории появилась во время лечения и помогла вспомнить то, что не помнили другие. В микрокосме Билли он мог бы быть Богом, но Бога здесь нет: лишь глухонемой Ричард и говорит с ним иногда, но никогда не получает ответа. Вывод напрашивается: только мы сами способны разобраться с «личностями» внутри нас – стереотипами, страхами, навязанными ролями. Только мы сами можем успокоить своего внутреннего ребенка, помочь ему взглянуть правде в глаза, принять жизнь в ее диалектике и наконец-то повзрослеть. Даже если для этого понадобится вызвать из глубин космоса Дарта Вейдера и найти конфету Maltesers размером с пушечное ядро.
Переплетение сюжетных линий, презентующих реальность, вымысел и сон, интересно распутывать от акта к акту. Вероятно, тот самый сюжетный твист вы предугадаете еще в первом действии – и далее будете искать подтверждения своей гипотезе и спорить с собой (очень уж на это вдохновляет рассказ о расстройстве множественной личности).
Огромное значение в спектакле имеет работа с освещением: так как значительная часть событий происходит в подсознании героя, пространство творится буквально из ничего с помощью света и проекций. Эффектности действию придает качественный видеоарт, одна из визитных карточек Такого театра – он иллюстрирует, например, медикаментозные «приходы». Цитаты и аллюзии подключают дополнительные ассоциации: некоторые сцены – калька из «Пролетая над гнездом кукушки», а санитар лечебницы одет точь-в точь как Алекс из «Заводного апельсина» Кубрика.
Сыграно все это чаще прекрасно, тем более, что некоторым артистам досталось по несколько ролей. Особенно хороши Билли в лечебнице (Виталий Гудков), который молниеносно меняет маски, трогательный глухонемой Ричард (Леон Словицкий) и язвительный Артур (Игорь Грабузов как рука в перчатке чувствует себя в образе демиургической личности – его роль здесь чем-то похожа на сыгранную в «Чарли Гордоне»). При этом Дороти (Светлана Савенкова) кажется чересчур истеричной, а медсестра (Юлия Гришаева) ужасно нереалистично заикается, но общего впечатления это не портит.
«Билли Миллиган» – это пока один из лучших спектаклей (если не лучший) Такого театра: стильный, динамичный, провоцирующий на размышления, сложный и при этом совершенно по-человечески понятный. И очень нужный в эпоху навязывания стандартов и назойливого инфошума, когда так трудно отыскать и услышать себя.
Режиссеры: Игорь Сергеев и Варя Светлова
Художник: Анвар Гумаров
В ролях: Мария Амеленкова, Дмитрий Белыш, Станислав Белозеров/Артем Хвостеев, Владимир Кузнецов/Виктор Бугаков/Леон Словицкий, Виталий Гудков, Игорь Грабузов, Юлия Гришаева, Михаил Ложкин/Алексей Вдовин/Егор Закреничный, Лидия Марковских/Ниеле Мейлуте, Надежда Мошкина/Леон Словицкий, Светлана Савенкова, Александр Худяков.
Место: «Такой театр», площадка «Скороход»
Продолжительность: 4 часа с двумя антрактами.