Привет из мира, где телесной любви больше нет, книги пишут компьютерные алгоритмы, а гендер «баба с яйцами» стал официальным передают режиссёр Константин Богомолов и творческая группа спектакля «Ай фак. Трагедия», созданному по роману Виктора Пелевина «iPhuck10». Мы переносимся в будущее: электронных игрушек у человечества стало ещё больше, и виртуальное слишком мало оставило реальному. Частая реклама «Ай фака» – новомодного гаджета, обеспечивающего людям слишком многое, твердит и твердит о том, что невозможное возможно.
«Баба с яйцами», искусствовед Маруха Чо (Дарья Мороз) специализируется на «гипсе» – искусстве первой четверти XXI века – и ищет помощника для анализа рынка. Она берет в аренду литературно-полицейский алгоритм по имени Порфирий Петрович (Игорь Миркурбанов): он расследует преступления и пишет о них детективные романы. Однако Порфирий Петрович очень свободолюбив и отказывается довольствоваться поручениями своего клиента. Он берёт Маруху Чо в разработку, за что в итоге платится.
Играют спектакль в Mercury Tower в Москве-Сити. Пространство представляет собой прямоугольную галерею современного искусства, где выставлены арт-объекты реальных художников и спонсоров спектакля. Некоторые экспонаты очень похожи на описанные в романе Пелевина. Да и текст романа звучит в постановке целыми страницами (хотя спектакль обрывается где-то на 3/4 книги). В выбранных постановщиками отрывках ярко звучат сарказм и ирония над гламуром, общественным мнением, зависимостью от соцсетей. Открыто заявляется, что совриском могут быть в прямом смысле экскременты, кино часто говно, а выйдя из Facebookна Невский, все равно туда вернешься.
Ирония есть и в зрительской рассадке. Места разделены на три автономных сектора, и люди привычно ожидают всё самое главное увидеть в центральном. Однако в выигрыше именно боковые трибуны. В них действие разворачивается одновременно: одна часть проходит реально на глазах зрителей, вторая параллельно транслируется на видео. Также сидящие в боковых секторах видят перед собой уходящую в даль галерею, что даёт ощущение соучастия в происходящем.
Сидящие в центральном секторе наблюдают все это на большом экране. Когда же реальное действие, наконец, перемещается в центр, зрители боковых трибун могут наблюдать это на своих более скромных экранах. Но там мало, что происходит. Самый яркий эпизод в центре случается в антракте: силами актёров «Мастерской Брусникина» снимается телевизионное ток-шоу будущего. Но вышедшие в буфет зрители вновь довольствуются лишь видео на экране.
После спектакля выходишь с мыслью, что современный режиссёр Богомолов хорошо поработал с современным текстом писателя Пелевина. Хорошо, но слишком просто, учитывая все его предыдущие театральные заслуги. Впрочем, ответ возможным критикам звучит в спектакле ярким спичем Порфирия Петровича – с матерком и незамысловатыми метафорами. Пелевин устами своего героя жёстко прошёлся по литературным критикам, но чем они отличаются от театральных?
Спектакль «Ай фак. Трагедия» был придуман театральным продюсером Светланой Доля. Анонсировалось, что показов будет всего 20, и пройдут они с декабря 2018 по март 2019 года. Так что ещё попасть туда можно, билеты на февраль уже в продаже.
Режиссёр: Константин Богомолов
Художник: Лариса Ломакина
Идея проекта и продюсер: Светлана Доля
Художник по свету: Иван Виноградов
Композитор: Валерий Васюков
В ролях: Дарья Мороз, Игорь Миркурбанов, Даниил Газизулин, Яна Енжаева, Алиса Кретова, Гладстон Махиб, Василий Михайлов, Игорь Титов
Место: Mercury Tower, Москва-Сити
Продолжительность: 2 часа