Название намекает на радиостанцию (такая, кстати, была) и приглашает посмотреть на спектакль как на драматический концерт. В его основе не заигранные эпизоды двух романов Достоевского – «Идиот» и «Бесы», «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина и два письма Моцарта своей кузине. Установить связь между тремя частями спектакля зрителю предлагается самостоятельно.
Литературная основа здесь выступает как контекст, сюжетную канву для каждой части зрителям сбивчиво и кратко излагают «по радио» (fm), так же читается обширный корпус эпиграфов/цитат – Протагор, Ницше, Шестов и Бердяев, и до Джима Моррисона. А дальше в фокусе оказывается эпизод. В первой части сыграны дуэты Мышкин – Лебедев (эпизод об украденных 400 рублях), и Мышкин – генерал Иволгин (вдохновенное вранье о службе камер-пажом Наполеона), во второй – объяснение Лизы со Ставрогиным у него дома в ночь пожара, и в третьей – Моцарт и Сальери, и перформанс (или даже акция) на тему двух писем Моцарта.
В первых двух действиях разыгранные диалоги (особенно в первом) вполне академичны и даже скучны. То, что делают артисты (В. Кузнецова и Е. Капустин) в третьей части – это скорее акция чтения писем Моцарта, почти фарс, существующая уже не по законам театра. По словам артистов – они так сделали это на премьере, что второй премьерный спектакль игрался без этой сцены. Но все обошлось и есть открытое письмо режиссера в фейсбуке, о том, что актеры остались верны его замыслу больше чем он сам.
Постановка выросла из проекта театра «Золотой осел», для которого центральным моментом является дионисийское начало (и все, что вы об этом думаете). И показанные – фиглярство Лебедева, вранье Иволгина, жертвенность Лизы, холодная злость Ставрогина, божественный дар Моцарта и его копрологические письма, зависть Сальери – они как многие отражения этого начала в литературном каноне. И то, как видится это сейчас на сцене. Не всегда убедительно, но любопытно.
Спектакль играется в малом зале и сцену здесь расположили сбоку в виде помоста, который превращается в эшафот с кровавым пятном в первом действии, с красным ковриком – во втором (после титра с цитатой из Немировича-Данченко о «расстилающих» его талантливых актерах), и кровать – в третьем.
За музыку отвечает Александр Белоусов и, кажется, что она (музыка) смотрит на литературный текст, как на ноты, а на актеров – как на музыкантов. Музыка не сопровождает текст, а как будто дискутирует с ним. Может, поэтому скрипка слепого скрипача превратилась в контрабас. Появляющиеся по ходу действия девушка в красном, фигура в монашеском капюшоне, балерина тоже скорее, по музыкальной линии.
Это долго, временами затянуто, всегда непросто и открыто для вашей интерпретации. Неплохие основания, чтобы посмотреть самому.
Режиссер: Александр Никитин
Художник: Александра Алексеева
Композитор: Александр Белоусов
Действующие лица и исполнители:
Мышкин, Ставрогин, Моцарт: Олег Курлов
Иволгин, Сальери: Юрий Дуванов
Лебедев: Павел Кравец
Лиза, кузина: Вера Кузнецова
Брат: Евгений Капустин
Место: Электротеатр Станиславский
Продолжительность: 3ч 40 мин с двумя антрактами