На дворе 2019 год, но некоторые темы обсуждать открыто по-прежнему не принято. Разговоры о том, на что в среде обитания табу, воспринимаются как провокация, оскорбление или протест. Вы можете, например, представить себе конструктивную беседу о менструальном цикле, явлении естественном, которые учёные исследуют с 1930-х годов? И речь сейчас не только о России, достаточно вспомнить, о чём документальная короткометражка, получившая «Оскар-2019» (фильм «Менструация. Конец приговора» / «Period. End of Sentence» о женщинах из сельской местности Индии и их борьбе со стереотипами и за свои права).
Однако о непростом и важном не боятся рассуждать в театре. Взглянуть по-новому на то, о чём говорить нельзя, всё же можно в Театре.doc, где состоялась премьера спектакля «28 дней» по одноимённой пьесе Ольги Шиляевой. Пьеса стала одним из главных событий фестиваля молодой драматургии «Любимовка-2018», вызвала бурную и неоднозначную реакцию и получила грант на постановку от проекта «Варочный Цех». Спектакль «28 дней» поставили те же режиссёры, что представляли читку на фестивале – Юрий Муравицкий и Светлана Михалищева. Роли исполнили студенты актёрского курса Московской Школы Нового Кино.
«Трагедия менструального цикла», как обозначила жанр автор пьесы, рассказывает о физическом и эмоциональном состоянии женщины на разных этапах этого физиологического процесса, а также о взаимодействии с внешним миром – мужчинами, информационным потоком, новостным фоном, раздражающими факторами… Сюда вплетается обобщённый жизненный опыт – звучат прямые отсылки к флешмобам #янебоюсьсказать и #metoo, акцентирована жестокость и серость окружающих, их нежелание замечать очевидное. Целый блок отведён набору житейских премудростей и стереотипов, от которых Героине совсем не легче.
Что-то звучит резко, что-то слишком натурально, что-то утрированно, но в целом честно. Действие выстроено по принципу античной трагедии, где Героиня взаимодействует с Хором, из которого порой пробивается соло, и Мужским голосом, олицетворяющим собирательный образ мужчины. Героиня выглядит как сказочная королева, только непонятно, из какой сказки она сбежала. Она явно в шоке от всего происходящего – не может ничего решать, лишь подчиняется каким-то неведомым силам. На всё есть объяснение у прямолинейного и всезнающего Хора, то обступающего её со всех сторон, то демонстрирующего какие-то дикие вещи, то вступающего с ней в спор. То и дело противоречит ей мужчина – приземлённый, одетый в повседневное, да ещё сидящий на стуле в её присутствии.
Противостояние и недопонимание полов, давление Хора-толпы, паника, депрессия, ужас, спокойствие, эмоциональные «качели» вызывают то хохот в зале, то напряжённую тишину. По заднику сцены ползут кровавые световые полоски с обрывками текста, символизируя непрерывный цикл и убеждая, что в принципе, кровь – это нормально.
Постановка: Юрий Муравицкий, Светлана Михалищева
Художественное оформление: Екатерина Щеглова
Актёры: Раиса Миронова, Евгения Поплавская, Ани Геворгян, Лейли Шихалиева, Фёдор Кокорев, Виктория Гончарова, Анна Добранская, Надежда Флёрова, Любовь Степанова, София Сальман, Ирина Карпушева, Ольга Соколова.
Место: Театр.doc
Продолжительность: 1 час