Что такое решать судьбу другого человека? Кто вообще дал кому-то право что-то решать? Сможешь ли сам спать спокойно, если ошибёшься? Задумываются ли над этим люди, попадающие в жюри присяжных? Вопросы персональной ответственности за судьбу неизвестного человека поднимает Московский Новый драматический театр в спектакле «12 разгневанных мужчин» по пьесе американского драматурга Реджинальда Роуза.
19-летний юноша из трущоб обвиняется в убийстве своего отца. Здесь всё против него – свидетельские показания, отсутствие алиби, преступное прошлое. Защита на судебном процессе проводится из рук вон плохо, а избежать электрического стула возможно только, если присяжные примут решение в его пользу. У молодого человека нет никакой возможности на них повлиять, но осознают ли сами присяжные во что ввязались?
Итак, 12 человек закрывают в душной комнате для совещаний. Тут ничего не приспособлено для долгих заседаний – скудная обстановка, столы и стулья нужно расставлять самим, еды нет, лишь одинокий кулер с водой не даст умереть от жажды. На сцене люди разных возрастов, разных профессий, разных социальных групп: совсем юнец и совсем старик, не расстающийся с телефоном рекламщик и тунеядец, человек из элит и тип, явно связанный с преступным миром… У них нет имён, лишь номера.
Собравшаяся разношёрстная компания не может договориться, нужно ли оставлять открытым окно, но планирует быстро разрешить дело об убийстве. Все спешат, и, кажется, уверены, что обвиняемый однозначно виновен. Однако находиться человек, номер восьмой (актёр Михаил Калиничев), для которого всё не так очевидно. Он сталкивается с полным непониманием и гневом разъярённой толпы, где никто не хочет ничего обсуждать, а излагать свои доводы становиться даже опасно. Ему сочувствует лишь один оппонент и принимает его сторону только затем, чтобы поддержать в этом одиноком сражении.
Постепенно, шаг за шагом, пробираясь через агрессию, равнодушие, нежелание слушать, номер восьмой объясняет, почему нельзя на 100% доверять показаниям свидетелей, почему орудие убийство могло принадлежать кому угодно, почему нанести это смертельное ранение обвиняемый вряд ли мог физически. Иногда действие едва не превращается в драку, иногда все просто начинают заниматься своими делами, а иногда заседание практически завершают, решив, что этот состав присяжных не может прийти к единому мнению.
Тем не менее, оказывается, что в закрытой комнате есть те, кто знает, что такое жить в трущобах, быть изгоем или одиноким стариком, как один из свидетелей обвинения. Тут умеют орудовать ножом, пробираться в кинотеатр без билетов, а также понимать невозможность того, что утверждают свидетели. Сомневающихся в виновности юноши становится всё больше, и в итоге остаётся лишь один человек, который настаивает на обвинительном приговоре – номер третий (Анатолий Сутягин), твердолобый и несгибаемый. Но и он в последний момент меняет своё решение.
Здесь зритель не узнаёт ни одной личной истории, лишь по обрывкам фраз, внешнему виду и поведению, складываются образы, кто есть кто среди присяжных. Но история неизвестного юноши и случайный человек, взявший на себя смелость пойти против толпы, меняют каждого. Вошедшие в комнату равнодушные, деловые и расхлябанные выходят из неё осознавшими, что есть что-то важнее, чем личный комфорт и насущные дела, а окружающий мир, жестокий и беспощадный, всё же можно изменить своим ответственным поступком.
Режиссёр-постановщик: Вячеслав Долгачёв
Художник-постановщик: Маргарита Демьянова
В ролях:
Дмитрий Шиляев, Дмитрий Светус, Анатолий Сутягин / Олег Бурыгин, Алексей Михайлов / Олег Бурыгин, Николай Разуменко, Алексей Спирин, Сергей Моисеев, Михаил Калиничев, Александр Курский, Роман Бреев, Олег Бурыгин, Евгений Рубин
Место: Московский Новый драматический театр
Продолжительность: 2 часа 5 минут