«Вы ждёте Чеховскую «Чайку». Я дико извиняюсь, у нас она не получилась. Если хотите, вы еще пока можете уйти.» — так спектакль «Чайка» в театре Студия.project начинает режиссёр Кирилл Заборихин. Точнее, сам спектакль начинается как только проходишь в зал. Актёры уже на сцене, слышны записи знакомого текста Чехова, режиссёр ходит туда-сюда, своего рода перфоманс. Для постановки выбрано очень необычное место. Зрители сидят под кирпичными сводами старого московского подвала VIII века. Мрачная атмосфера, полутьма, сцены как таковой нет.
Кирилл Заборихин — молодой талантливый режиссёр, у которого определённо складывается свой стиль. Художник использует неклассические методы и фишки, которые хочется назвать «странностью», но постановки остаются логичными, понятными. Режиссёр как будто на одной волне со зрителем, его понимаешь и не задаешься вопросами «Что это? Зачем? Почему?». Спектакль «Чайка» родился случайно. Как говорит постановщик, была просто отработка актёрского мастерства на этюдах, которая позже переросла в спектакль.
Сюжет рассказывать не будем, почти все его знают. Остановимся на исключительных особенностях именно этой постановки. Про атмосферу уже рассказали, а что же еще?
Декорации не меняются, а сюжет зрителю доносят либо через диалоги и монологи, либо через песни. Когда на сцене выступают песни, уровень абстракции очень высок. То есть по тому, о чем поется, догадываешься о происходящем в сюжете. Точнее, вспоминаешь. Если вы «Чайку» не читали или забыли, перед посещением постановки всё-таки текст лучше в памяти освежить.
В спектакле заняты только девушки. Прекрасные, молодые, но наполненные тоской. Это видно по движениям, глазам. Они поют, танцуют. Танцуют особенно отчаянно, как будто с болью. На первый взгляд незамысловатая пластика передаёт совсем не светлые чувства. По сюжету в пьесе требуются мужчины, но в спектакле не чувствуешь необходимости их присутствия. Мужчина в этой «Чайке» — что-то абстрактное. Его как бы нет, но зритель понимает, что он всё-таки есть. Где-то там…
Текст Чехова в спектакле, конечно, есть. Это диалоги девушек и периодические вставки режиссёра «Для тех, кто не знает «Чайку»». То есть следить за сюжетом не так уж тяжело, всё кристально ясно. В какой-то момент зачитали письмо Немировича-Данченко Чехову. Немирович-Данченко был влюблен в «Чайку» и мечтал её поставить, но драматург не давал своего разрешения. Он хорошо чувствовал пьесу и вообще произведения Чехова, поэтому, когда «Чайка» состоялась, это стало признаком рождения Художественного театра, а сам Чехов сказал: «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!».
Заканчивается всё тем, как актрисы по очереди зачитывают текст о том, почему они актрисы и почему с этой профессией не надо связывать свою жизнь. В этот момент чувствуется принятие безысходности.
С тем, что чеховская «Чайка» у режиссёра с актрисами не получилась, соглашаться не хочется. Для тех, кто знает сюжет, никакой сложности восприятия не возникнет. Примечательно, что в спектакле (по словам режиссёра) 40% того, что зрителю показывают — импровизация. «Чайка» Студии.project определённо особенный спектакль с невероятной атмосферой. И также как у Чехова получилось произведение о любви, боли, тоске и поиске.
P.S. Со спектакля ни один зритель не ушёл. Все смотрели, не отрываясь.
Режиссёр: Кирилл Заборихин
Хореография: Сергей Тонышев
Костюмы: Алёна Нега
В ролях:
Светлана Саягова, Алиса Ефремова-Лисичкина, Надежда Ларина, Мария Белова, Ирина Кобрина, Анастасия Мордвинова, Валентина Селезнева.
Место: Театр Студия.project
Продолжительность: 1.5 часа