«Визит дамы» (ориг. Визит старой дамы) — трагикомедия, написанная Фридрихом Дюрренматтом в 1956 году. Пьеса не раз ставилась на сценах театров России, начиная с 1965 года. В этом году Электротеатр Станиславский представил нам новое видение этого произведения.
Режиссёр Олег Добровольский, для которого этот спектакль стал дебютом в театре, столкнулся со сложной задачей: показать классическое произведение так, чтобы оно было понятным современному зрителю, интересным, увлекательным, чтобы нашло отголоски в душе как у тех, кто любит классику, так и у тех, кто любит современное искусство и необычные постановки.
Все действие происходит в захудалом городишке Гюллене в XX веке, куда приезжает бывшая жительница Клара Цаханассьян, а ныне мультимиллиардерша, на чьё состояние местные жители возлагают большие надежды. Феерично появившись на вокзале в откровенном наряде, в странном парике в сопровождении двух громил, пары фриков, барса в латексе и гроба, женщина производит пугающее впечатление. Клара — злобное создание, которое отравило свою душу, обвиняя всех вокруг в своих неудачах и копя злобу годами. Она заявляет, что даст городу денег, если кто-нибудь убьёт Илла, ее бывшего любовника, который и является (как считает Клара) главным виновником ее несчастной жизни. Жители поначалу отвергли предложение женщины, однако, изменили свой стиль жизни, стали жить «на широкую ногу», одежда со скромной меняется на модную, кислотно-яркую. Илл замечает это, становится более мрачным, нервным, переживает (не сильно верится в его душевные страдания). Зрителю часто показывают Клару: и злой, и как будто грустной. Ни в какую секунду спектакля главная героиня не вызывает ни капли сожаления. Она, как обиженный, но в то же время избалованный ребёнок, никого ни во что не ставит, приказывает, мерзко и надрывно кричит. Клара говорит, что любит Илла, однако очевидно, что это не так, она его даже не уважает, просто хочет, чтобы он был около ее ноги, как питомец — барс (в юности Клара называла Илла барсом, а потом, когда их отношения закончились, завела себе такого питомца).
Сцены в спектакле, которые, казалось бы, должны растрогать зрителей, не вызывают в душе абсолютно никаких отголосков, более того, на пятом часу в голове непроизвольно возникает вопрос «Когда же это кончится?» Неэмоционально, как будто еще сыровато, не веришь главным героям, они не проживают это на сцене, а именно играют. Зато радуют некоторые второстепенные персонажи. Например, 7-8-9 муж Клары. Это было естественно, смешно и талантливо!
Декорации замечательные: просто, со вкусом, их необыкновенно подчеркивает свет. Когда на сцене Клара, он красный, кажется, будто спустился в ад. Если на сцене городские жители, то подсветка белая, подчеркивает чистоту и невинность. Иногда все эти игрушечные домики играют разноцветными огнями, что тоже очень красиво.
Также хочется отметить работу композитора: музыка ненавязчивая, приятная. Когда показывают мирных жителей, она чистая, когда Клара приближается к ним, она становится немного фальшивой, периодически появляются полутона, а если эта женщина захватывает сцену, то музыка уже откровенно фальшивая, противная. Очень интересный художественный прием!
Несомненно, со своей работой мастерски справилась художник по костюмам. В начале пьесы было серо, но очень стильно, а потом настроение в городе менялось вместе с костюмами, они стали красочными и весьма экстравагантными, это было здорово. Также очень интересными (и откровенными) были некоторые наряды Клары.
В основном режиссерские приемы были стандартными: экран над сценой, трансляция видео… Это уже не ново. Претензию на оригинальность выдвинули две концовки. Получилось спорно, зал принял это с не очень большим вдохновением (шел пятый час спектакля…). Спектакль современный, поэтому, конечно, упоминались криптовалюта, селфи, Дональд Трамп, Илон Маск, Ким Чен Ын, причем не всегда к месту.
Зрителю, который хочет провести приятный вечер в театре, этот спектакль, скорее всего, не подойдет, его можно не понять, испугаться. Однако зрителю, любящему театр, особенно современные постановки, «Визит дамы», возможно, придется по вкусу.
Так что же это было? Оглушительный провал или невероятный успех?..
Автор: Фридрих Дюрренматт
Режиссер-постановщик: Олег Добровольский
Художник-постановщик: Степан Лукьянов
Художник по костюмам: Анастасия Нефёдова
Композитор: Владимир Горлинский
Хореограф: Александр Андрияшкин
Художник по свету: Сергей Васильев
Художник по видео: Владислав Зиновьев
В ролях
Клара Цаханассьян: Тамара Сагайдак/Алла Казакова
Альфред Илл: Александр Милосердов
Жена Альфреда Илла: Ирина Коренева
Сын: Евгений Капустин
Дочь: Анна Даукаева
Бургомистр: Андрей Емельянов
Священник: Павел Кравец
Учитель: Александр Пантелеев
Полицейский: Фёдор Борисенко
Врач: Алена Федорова/Вера Кузнецова
Художник: Михаил Соколов/Егор Пежемский
Тоби: Дмитрий Микиртумов
Роби: Павел Меликов
Дворецкий: Александр Синюков
Черный барс: Андрей Анисимов/Виктор Выборнов
7-8-9 муж Клары: Антон Торсуков
Дочь Клары: Юлия Абдель Фаттах
Первый житель: Антон Капанин
Второй житель: Антон Лапенко
Первая женщина: Анастасия Фурса
Вторая женщина: Дарья Колпикова
Телеведущий: Владимир Долматовский
Телеоператор: Андрей Анисимов
Коби: Георгий Грищенков
Лоби: Дмитрий Мягкий
Музыкант: Леонид Именных
Длительность 4 часа 15 минут