Что-то слишком значимое в истории театра и поразительное для зрителей произошло на премьере оперы «Проза» по текстам писателей Юрия Мамлеева и Антона Павловича Чехова. Серьезный жестокий реализм произведений «Жених» и «Степь» поражает своей атмосферностью и приковывает взгляд. Композитор и режиссер Владимир Раннев использовал все необходимые средства для выражения общего замысла и идейной целостности всего театрального представления, что совершенно точно теперь расширило рамки театрального искусства.
Много не расскажешь и не опишешь, дабы не испортить эффект от ощущений, от первого просмотра. Оригинальная конструкция сцены сначала задаст тон раздумий в зале (как это построили и как это работает?), который быстро уступит место действию картинки и музыкального ряда. И вот, твое внимание уже завоевали – читаешь текст, прислушиваешься к голосам труппы, поющей a capella и только изредка невзначай вспоминаешь, что сцена действительно нестандартная, а главное – понимаешь, что создатели максимально ее используют, уделяют внимание каждой мелочи, что, естественно, приводит в дополнительный восторг.
История, представленная на сцене, конечно, не такая радужная. Юрий Мамлеев и Антон Павлович Чехов творили с разницей почти в целый век, но их произведения о социальных отношениях актуальны как никогда именно сегодня. Жестокая проза «Жених» первого автора, представляющая историю как есть, без красочных зарисовок, пугает и притягивает. Рассказ повествует о сложных, запутанных и бескомпромиссных событиях, развернувшихся вокруг одного нестандартного случая, произошедшего в одной простой городской семье, после которого жизнь героев окончательно изменилась.
Герой же чеховской «Степи», мальчик по имени Егорушка, едет на воспитание к дальним родственникам в город, радуясь окружающей природе и даже не догадывающийся о злом мире людей. Данная повесть выступает как сопроводительная часть, но из-за жанра выступления – оперы – она по сути является основной. Звучит так же запутанно, как неожиданно и оригинально выглядит вся театральная постановка в целом. Если постараться максимально разъяснить этот момент, то скорее всего можно только сильнее запутать, ведь хочется сохранить интригу театральной постановки. «Степь» – это сопроводительная музыкальная часть от представления на сцене, где зрителю повествуют рассказ «Жених» Мамлеева. Получается, что тексты писателей выступают как этапы развития одного сюжета.
НАЧАЛО СПОЙЛЕРОВ
На сцене два больших прозрачных экрана, соединенных у основания. В центре проецируется видеоряд, который создает ощущение голограммы. Посетители театра читают текст произведения «Жених», так мастерски окруженного видеоэффектами. За экраном актеры, которые поют a capella и изредка принимают позы. Стоит отметить, что они максимально взаимодействуют с видеорядом. Хор находится под сценой – его иногда также проецируют на экран. Музыка вводит зрителя в транс и психологически дает событиям на экране нужную эмоциональную окраску. По сути все происходящее больше походе на кино, где ключевое внимание уделено субтитрам и музыкальному сопровождению.
КОНЕЦ СПОЙЛЕРОВ
Это интересно еще и из-за моды нынешнего года на некоторого рода эффекты, создающий обстановку транса, в различных произведениях. Большую часть такого движения можно увидеть в фильмах и сериалах. К примеру, «Легион», «Черное зеркало» и «Прочь», чтобы показать психологическое состояние героев, используют специфическое музыкальное дополнение. Такой же прием был отчасти использован создателями в «Прозе». Возможно, не уместно использовать здесь сравнение именно с кинолентами, но лучше не передать представленный художественный эффект. Музыкальная сопроводительная часть оперы была точно детально не восприимчива на слух, только отдельно взятые слова могли навести на мысль, о чем идет речь. Но общая идея была в том, чтобы создать нужную атмосферу для зрителей, дать эмоциональную окраску происходящим на сцене действиям. Но только представьте, что такой эффект представлен в опере! Актеры, поющие a capella даже усилили нужный эффект.
Не будем врать, что временами устаешь от действий на сцене. К этому необходимо быть готовым заранее. Гиперреализм тяжело воспринимается в любом виде подачи – это нужно понимать. Мысли и эмоции скорее более тягостны и спутаны после посещения «Прозы», они подталкивают на дальнейшие рассуждения, выводы и, возможно, на воспоминания о такой же части реализма в нашей жизни. Благодаря «Прозе» теперь изменилось само понятие оперы. Благодаря «Прозе» театральное искусство взошло на новую ступень развития.
Композитор и режиссер: Владимир Раннев
Художник: Марина Алексеева
Художник по свету: Сергей Васильев
Музыкальный руководитель постановки: Арина Зверева
Исполнители: ансамбль N'Caged: Сергей Малинин, Дмитрий Матвиенко, Ольга Россини, Арина Зверева / Алена Парфенова; хор Электротеатра Станиславский: Алина Горина, Алена Кахута, Татьяна Перевалова, Мария Меньшенина, Илона Буль, Алена Федорова, Елена Быркина
Продолжительность: 1 час 20 минут