Свет. Сначала есть свет.
Потом он исчезает среди серых мертвых стен.
Трагедия античного масштаба другого не допускает. Ничего хорошего здесь не случится.
В истории Лукреции, жены римского патриция Коллатина, изнасилованной царским сыном Секстом Тарквинием и не желающей жить с этим бесчестьем, столько смыслов – религиозных, экзистенциальных, философских идей, темы власти и насилия (не только физического насилия мужчины над женщиной, но метафизического, вселенского), темы страдания и искупления.
Бенджамин Бриттен великий композитор. Утонув однажды в этой музыке и услышав её гармонию, пропадёшь навсегда. А ещё на музыку Бриттена идеально «ложится» английский. Каждая фонема кажется продолжением ноты.
«Поругание Лукреции» – знаковое его сочинение, в котором сдержанность соединяется с мощнейшей эмоциональной драмой. При помощи камерного оркестра (13 музыкантов) он с точностью ювелира изображает сложнейшие нюансы, тревогу и ожидание, бахвальство и отчаяние. Арфа вторит чистоте Лукреции, а валторна грубо поддерживает похотливость Тарквиния. Сильнейшая музыка передаёт насилие яркой и страшной звуковой волной, а позже – не менее страшно отвечает на него.
Хора здесь тоже нет. Есть два солиста – Он и Она. Каждый на своей половине трактует разворачивавшуюся на наших глазах трагедию. Эти люди в черно-белых одеждах – и хор, и глас народа, и внутренний голос героев, и крики судьбы, и слово Божие.
Нельзя не сказать о фигуре дирижёра. Ян Латам-Кениг прекрасен. Но с Бриттеном у него своя история (ещё мальчиком Ян пел в хоре под руководством Бриттена). Он любит эту музыку и обращается с ней настолько бережно и искусно, насколько это возможно.
В режиссуре Екатерины Одеговой за этим минимализмом трагедия становится ещё масштабнее, ещё сильнее заставляет переживать и страдать вместе с обесчещенной Лукрецией. Чистая, неразбавленная высокая трагедия. И помня, какой избыточной и сочной умеет быть режиссура и сценография тандема Одегова-Йошпа (просто посмотрите на фотографии их «Пряничного домика» или «Фауста» здесь же, в «Новой опере»), решение «Лукреции» говорит о таланте и многогранности.
В костюмах воинов-патрициев то ли шипы, то ли копья, то ли петушиные перья. Мужчины – завоеватели, носители силы и разрушения. Вода – проекция на заднике стены. То спокойная полноводная река, то темная бездна, то дно. Тибр – как действующее лицо в тексте, остаётся таковым и на сцене. Белые рубашки. Цветы, словно пришедшие с полотен прерафаэлитов (об этом же рассказывает Этель Йошпа, художник спектакля). Никакой крови. Металл и вода.
В премьерном блоке все солисты безукоризненно справились с исполнением (как вокальным, так и актёрским). В их голосах были и глубина, и чистота, и трагедия. Всего 8 исполнителей соединяются в уникальные созвучия – бас и баритон нежно оттеняют меццо-сопрано и контральто, порой возвышаясь, а порой сливаясь в удивительно чистые и аккуратно исполненные дуэты.
В «Поругании Лукреции» в Новой опере прекрасно всё – музыка, режиссура, вокал и сценография. Текст либретто хочется разобрать на цитаты. Не упускайте возможность услышать на московской сцене умную, тонкую и очень глубокую оперу, один из шедевров ХХ века. И что важно – услышать в достойном исполнении.
Историческая справка про оперу «Поругание Лукреции»:
- Автор либретто на английском языке – поэт, писатель Рональд Дункан
- Премьера состоялась 12 июля 1946 года в Глайндборне (Англия)
- Сюжетная линия оперы основана на одноименной повести Андре Обе, поэме Шекспира «Лукреция», а также известной римской легенде о Лукреции из «Историй Рима от основания города» Тита Ливия. В свое время опера была подвержена цензуре. Об этом свидетельствуют документы ведомства лорда-камергера, сохранившиеся Британской библиотеке. Тогда этот орган власти осуществлял надзор за английскими театральными постановками. Оказалось, что композитор создал сцену, по замыслу которой Лукреция не сопротивлялась половому акту. В либретто Рональда Дункана присутствовали строчки, по которым становится понятно, что женщина оказалась «ранена желанием». Именно из-за этих строф ведомство посчитало оперу непристойной и потребовало переписать произведение.
- Это первая «камерная» опера Бенджамина Бриттена.
- Произведение было написано для выдающейся английской оперной певицы Кэтлин Ферье, которая исполнила в пьесе главную роль.
- 29 декабря 1948 года опера «Поругание Лукреции» впервые поставлена на Бродвее.