Темная вселенная от Universal — это одна из самых печально известных франшизных неудач в 21 веке.
Идея заключалась в том, чтобы воссоздать успех Кинематографической вселенной Marvel, используя каталог популярных персонажей-монстров, которыми так славится Universal. Франшиза должна была начаться с «Мумии» (2017) с Томом Крузом в главной роли, и вскоре после этого к ней должны были присоединиться другие картины. Это и Человек-невидимка (Джонни Депп), и Франкенштейн (Хавьер Бардем), и доктор Джекилл и мистер Хайд (Рассел Кроу), который уже был представлен в «Мумии».
Вместо этого случилась катастрофа. Несмотря на то, что лента стала одним из самых масштабных премьерных уик-эндов для фильмов с Томом Крузом в то время, она не принесла прибыли, несмотря на вырученные 400 миллионов долларов. Сюжет не перенял влияния ни у оригинала, ни у его более позднего ремейка с Бренданом Фрейзером, сделав ставку на экшн-сцены и CGI, а не на атмосферный хоррор и кэмп. В итоге это стало классическим случаем раздутого высокомерия, когда телега оказалась на много миль впереди лошади. После такого неудачного старта колоссальные низкие показатели и критические оценки «Мумии» (2017) привели к тому, что Темная вселенная вскоре рухнула.
В то время как Темная вселенная стала образцом неудачной кинематографической вселенной, распад франшизы мог стать лучшим, что случилось с монстрами Universal. До появления Темной вселенной эта нечетко связанная франшиза классических фильмов о монстрах, большинство из которых основаны на уже существовавших романах и рассказах, была одной из основных франшиз компании Universal с 1930-х годов. Если бы они продолжили работу над Темной вселенной, общий бренд мог бы быть испорчен, что потенциально невозможно исправить. Вот почему отмена Темной вселенной была лучшим решением, которое Universal могла принять для своих классических монстров.
Ненадежная модель кинематографической вселенной
Universal Pictures
Невозможно поспорить с тем, что успех MCU в рамках модели кинематографической вселенной был просто грандиозным, став одной из самых масштабных, устойчивых и финансово успешных франшиз в истории кинематографа. Несмотря на снижение качества фильмов в последние годы, они по-прежнему собирают одни из самых больших кассовых сборов в Голливуде.
Однако последние ленты раз за разом доказывают, что практически невозможно рассчитывать на воссоздание такого успеха с помощью одного и того же шаблонного подхода (на ум приходит фраза «вставить квадратный колышек в круглое отверстие»). Многие недавние попытки других студий создать кинематографические вселенные потерпели крах и сгорели, от «Меча короля Артура» (2017) до «Темной башни» (2017) и даже «Могучих рейнджеров» (2017). Ни один из них не смог выйти за пределы своих вводных фильмов.
А еще есть неудачи, которые долго не хотели уходить. Самым ярким примером этого является Расширенная вселенная DC (DCEU), которая началась с выхода «Человека из стали» (2013) и, возможно, получила толчок к развитию благодаря популярности «Чудо-женщины» (2017) четыре года спустя. Среди дюжины или около того лент, вышедших в рамках DCEU, провалов было гораздо больше, чем успехов. Все потому, что основание, на котором они были построены, было слишком неустойчивым, чтобы продержаться долго. Франшиза, казалось бы, рухнула сама на себя после полного кассового провала «Лиги справедливости», которая должна была стать самым большим блокбастером.
Хуже всего то, что они продолжали набирать обороты, выпустив целый ряд фильмов: «Аквамен» (2018), оба фильма о Шазаме, «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» (2020), «Чудо-женщина: 1984» (2020), «Отряд самоубийц: Миссия навылет» (2021), сериал «Миротворец» (2020), «Черный Адам» (2022), «Флэш» (2023), «Синий Жук» (2023). Справедливости ради стоит отметить, что многие из них были, по крайней мере, лучше. Хотя DCEU так и не смога оправиться от своих неудач, вполне возможно, что с приемом на работу Джеймса Ганна и Питера Сафрана перезагрузка бренда неминуема. Тем временем DC, по сути, впустую потратила десятилетие, пытаясь построить свою провальную DCEU.
Темная вселенная была похожа на DCEU тем, что в ней с самого начала было слишком много говорящих голов. Несмотря на то, что идея совместной работы заслуживает похвалы, на практике она часто приводит к разногласиям.
Эрик Хайссерер, работавший в то время над перезагрузкой «Ван Хельсинга», говорил в интервью The Playlist: «За столом, безусловно, собрался большой мозговой трест сценаристов. Было много голосов, и никто из них не мог прийти к единому мнению. Примерно как на Дне благодарения, когда я приезжаю к родственникам, и все спорят друг с другом...»
Предположения о том, что «Мумия» сработает, с самого начала привели к неизбежному краху вселенной. Поскольку большая часть Темной вселенной была создана в одной ленте, последующие фильмы должны были существовать в этих же границах. Отсутствие свободы творчества привело бы к тому, что вселенная зачахла.
Что делает киновселенную успешной
Со всеми этими неудачами во главе трудно представить, как может преуспеть любая будущая кинофраншиза. Хорошая новость заключается в том, что они и могут, и делают это. Несмотря на провал DCEU и многих других, помимо Marvel есть несколько франшиз, которым удалось добиться успеха в рамках модели кинематографической вселенной. В их число входят вселенная фильма «Заклятие» и MonsterVerse о Годзилле и Кинг Конге.
Успех этих франшиз заключается в том, что они готовы использовать совершенно разные подходы к идее кинематографической вселенной. Например, ленты по «Заклятию» значительно дешевле в производстве, могут менять фокус внутри вселенной и опираться на слабо переплетенные сюжеты. Между тем франшиза MonsterVerse строится медленно и постепенно, почти позволяя зрителям забыть о том, что это вообще кинематографическая вселенная. Ни то, ни другое не является столь обширным, как MCU, и, честно говоря, они хорошо используют это. Есть надежда и для бывших провальных франшиз вроде той, что была о Росомахе, чей отдельный фильм «Логан» (2017) с постаревшей версией главного героя имел бешеный успех.
Все это доказывает, что одна из главных причин провала «Мумии» — слишком сильная попытка скопировать успех Marvel. Вместо классической перезагрузки «Мумия» стала похожа на обычный боевик/супергеройский фильм с хоррор-элементами. В ленте не было ничего, что выделяло бы ее на фоне конкурентов. Даже если бы «Мумия» имела успех, создание всех этих взаимосвязанных фильмов, скорее всего, повредило бы общему бренду Universal Monsters. Они бы потратили время и деньги на разработку картин, которые лишь пытались скопировать что-то другое.
Успех самостоятельных релизов
Universal Pictures
Однако монстры Universal далеко не мертвы. Теперь проекты, созданные под зонтиком Universal Monsters, лишены ограничений кинематографической вселенной и могут исследовать различные истории, тона и подходы к бренду, не ограничиваясь рамками Темной вселенной. Здесь нет преемственности, что оставляет руки отдельных творческих коллективов практически свободными. И хотя это может стать идеальным оправданием для того, чтобы франшиза навсегда осталась в бездействии, пока что это привело к появлению более уникальных и качественных лент.
С момента распада Темной вселенной в 2017 году фильмы о монстрах Universal продолжали выходить, и первым был «Человек-невидимка» (2020), который стал освежающим и захватывающим переосмыслением бренда, приняв общественное сознание и интеллектуальный хоррор таких картин, как «Прочь». В результате получился фильм, который заслуживает того, чтобы считаться одним из лучших хоррор-релизов 2020-х годов на данный момент.
Два других были переосмыслением Дракулы. Первым был «Ренфилд» в 2023 году. Эта картина представляет собой комедийную историю о Дракуле и его помощнике Ренфилде. В роли легендарного монстра снялся Николас Кейдж, а в роли несчастного помощника — Николас Холт. Кастинг Кейджа и участие режиссера «Лего Фильма: Бэтмен» Криса МакКея сделали «Ренфилда» одной из самых горячо ожидаемых картин 2023 года, но лента, к сожалению, не нашла отклика у зрителей.
Третьим стал «Последнее путешествие “Деметра”» — еще один фильм о Дракуле, вышедший в 2023 году. Он представляет собой более мрачный, исторический подход к материалу о Дракуле и концентрируется на одном аспекте классической истории. Фильм также не оправдал ожиданий, но понравился поклонникам жанра и даже получил поддержку Гильермо дель Торо и Стивена Кинга.
Невозможно представить, чтобы эти три фильма увидели свет, если бы Universal все еще была намерена расширять свою Темную вселенную. Поскольку им не нужно заботиться об общей вселенной, они также представляют собой уникальные интерпретации материала от соответствующих режиссеров, которые не будут смешиваться друг с другом. Universal вместо того, чтобы использовать подход общей вселенной, предлагает уникальные интерпретации своих классических персонажей.
Что будет дальше с монстрами Universal?
Universal Pictures
С такими фильмами Universal начала использовать своих монстров гораздо более интересными способами, которые позволяют им исследовать новые творческие направления и использовать разные режиссерские взгляды. Если бы они придерживались первоначального плана, фанаты получили бы «Человека-невидимку» с Деппом в главной роли, а «Ренфилду», скорее всего, вообще не дали бы зеленый свет.
Хорошая новость заключается в том, что не все так плохо. Например, участие Blumhouse в работе над «Человеком-невидимкой» привело к выдающимся результатам, что многообещающе для грядущей адаптации Blumhouse «Вульфмен» с Кристофером Эбботтом в главной роли — премьера назначена на 17 января 2025 года. Кроме того, в следующем месяце на больших экранах дебютирует «Носферату» Роберта Эггерса, который уже может похвастаться восторженными отзывами.
Ничего из этого не является частью какой-то темной и загадочной вселенной в настоящее время. Это просто различные версии самостоятельной классики, с возможным добавлением пары пасхалок. Такой подход позволит раскрыть каждого из этих персонажей во всей красе. Если бы Темная вселенная получила продолжение, она бы всегда жила в тени MCU.