Warner Bros. с «Tomb Raider: Лара Крофт» намеревались сделать почти невозможное – хороший фильм по видеоигре.
И это не кажется нереально задачей, в конце концов, книги и комиксы получают потрясающие адаптации на протяжении десятилетий. Даже настольные игры достигают успеха в качестве художественного фильма.
Несмотря на это, хороших экранизаций видеоигр, по сути, нет. Все смотрибельные ленты можно пересчитать пальцами одной руки. Mortal Kombat – забавный боевик, в то время как Silent Hill показывает некоторые жуткие моменты. Однако серию Resident Evil, Prince of Persia, дилогию Tomb Raider и Need For Speed сложно назвать хорошими фильмами. Между тем, короткометражка Papers, Please!, пожалуй, снята отлично, но она длится всего десять минут.
Новая адаптация Tomb Raider – не первая настоящая попытка перенести видеоигру на большой экран. Но тут же вспоминается множество провальных проектов. Тогда остается вопрос: почему фильмы по играм плохо работают?
Один из возможных аргументов, который иногда приводятся, заключается в том, что бюджет просто не позволяет сделать эти фильмы чем-то особенным. Однако это не всегда так, и некоторые из последних проектов имели на своих руках по крайней мере приличные бюджеты. У «Кредо убийцы» был бюджет в 125 миллионов долларов, а «Принца Персии» сняли за 150 миллионов долларов. Тем временем у «Варкрафт» было целых 160 миллионов долларов. Поэтому финансирование тут не причем.
Некоторые высказывали о сложности привлечения талантов к таким проектам, но в последние годы это не было проблемой. Дункан Джонс — замечательный кинорежиссер, который снял «Луну 2112» и «Исходный код», не смог сделать Warcraft чем-то убедительным. Майкл Фассбендер и Марион Котийяр снялись в экранизации Assassin's Creed. К оригинальным адаптациям Tomb Raider присоединилась Анджелина Джоли. И это далеко не все примеры.
Итак, почему именно это происходит? Разумеется, очевидный аргумент заключается в том, что видеоигры не могут рассказать хорошие истории. Однако это далеко не так. Масштабная космическая опера Mass Effect имеет проработанный мир и сюжет, о которых и не мечтали самые фильмы. Серия BioShock предлагает невероятные сюжеты с неожиданной развязкой. Видеоигры богаты на хорошие истории, поэтому это не является причиной провала.
В ЧЕМ ЖЕ ДЕЛО?
Начнем с того, что подача в видеоиграх сильно отличается от любого другого вида мультимедиа, а это, в свою очередь, означает, что при адаптации сложно перенести их особенности. Игры часто имеют привычку оставлять пространство для игрока, что, в свою очередь, преднамеренно вызывает появление пробелов в персонажах и сюжетах. В некоторых проектах игрока так и вовсе бросают в открытый мир и фактически лишают личности.
Grand Theft Auto 5 — яркий пример этого. Существует сюжет и трио персонажей, доступных для контроля, но их действия определяются игроками. Fallout и The Elder Scrolls оставляют персонажа обезличенным, а историю пишет сам играющий. Гордон Фримен из Half-Life... тут вы и сами все знаете.
Конечно, есть способы, которыми это можно обойти. Сценаристы могут создавать персонажа с нуля и помещать их в знакомый мир, но это приводит к другим проблемам. Бывает сложно вписать нового героя, а игроки будут не совсем довольны тем, что киношники меняют сюжет.
Лучшие фильмы по видеоиграм знают об этой проблеме и перестраивают повествование. Mortal Kombat — это набор из мультяшных персонажей как в фильме, так и в играх, и поэтому небольшая настройка сделала картину хорошей. Несмотря на недостатки, «Обитель зла» понимал, когда нужно показать персонажей и когда их сменять. Между тем, «Сайлент Хилл» сделал некоторые странные изменения, чтобы смотреться уверено, но фильм взял основные концепции сюжета, сохранил темы и желания персонажей.
Тем не менее, игры также уникальны по своей структуре, так как у участника намного больше контроля, чем в кино и остальном медиа. Они обладают возможностями контроллировать персонажей и даже изменять саму историю. В кинотеатре контроль зрителя (максимум) заключается в нажатии кнопки паузы, в то время как читатель книги может контролировать темп. Но в обоих случаях основная история и все ее тонкости не изменится.
Итак, есть некоторые различия в том, что делает игру или кино веселым. Игры полагаются как на рефлексы, так и на мысли, а кино на визуальный дизайн и актерские таланты. Для некоторых геймеров их любимые моменты — это длительные перестрелки, особенно сложная головоломка или моральный выбор в ролевой игре. Короче говоря, игры — совсем другой зверь, не похожий на фильмы. Из-за этого порой очень сложно адаптировать видеоигры.
Существует серьезная разница в том, как игры и фильмы подают сюжет, что может объяснить, почему так много адаптаций видеоигр не работают с точки зрения истории. Адаптациям приходится искать другой способ толкать историю, что зачастую не нравится поклонникам этих самых игр. Это касается даже линейных историй, которые не предлагают ветвистый сюжет.
Иногда, выбор правильных изменений — опасный шаг, и есть много адаптаций, которые сильно отличаются от исходного материала. Благодаря изменения мы можем получить хороший фильм, которым будут недовольны фанаты. А кто, как не фанаты, будут идти за билетом в кино? И получается, что разъяренные поклонники не пойдут, «потому что не канон», а простому зрителю экранизация просто может быть неинтересна.
Есть ли золотая середина? «Tomb Raider: Лара Крофт» показывает, что есть, но даже в этом случае мы получаем отрицательные отзывы и слабые сборы.