В международный прокат вышли «Плохие парни до конца» – четвертая часть когда-то сильной экшн-дилогии.
Разберемся, чем запомнилась первая часть, как улучшилась вторая и что случилось с триквелом.
Плохие парни начинаются
Первые «Плохие парни» вышли в далеком 1995 году. Их режиссёром стал известный клипмейкер Майкл Бэй, которого после десятых в основном помнят по «Трансформерам». Свой, уже сформировавшийся после съемки десятков клипов и рекламных роликов авторский стиль, Бэй перенес на текст Джорджа Галло – автора достойного Роуд-муви «Успеть до полуночи». Корни этого комедийного боевика проглядываются и в «Парнях»: главные герои, противоположные друг другу по жизненным убеждениям и социальному положению и их словесные пикировки как основной каркас для комедии смешаны с изобретательными экшн-эпизодами.
На выходе фильм ругали как раз за слабый сценарий, и он тут действительно не шекспировский. История служит скорее для создания острых ситуаций, из которых главные герои смешно и динамично выбираются. Однако как раз это «смешно и динамично» Делает фильм если не культовым, то как минимум достойным представителем жанра: молодые Уилл Смит и Мартин Лоуренс высекают искры своей динамикой, а Майкл Бэй еще знает цену хорошему темпу и грамотно балансирует громкий экшен с тихими эпизодами.
Критики, очевидно, не оценили, но зритель внес свой вклад – фильм несколько раз окупился, собрав 141 миллион долларов в прокате при бюджете в чуть больше 20.
Плохие парни разгоняются
Сиквел последовал через целых 8 лет после первой части. Многое изменилось.
Уилл Смит стал суперзвездой Голливуда, успев сыграть у Тони Скотта и Майкла Манна, и сразу после сиквела «Людей в черном» залетел в производство вторых «Парней». Лоуренс сумел не растерять комедийный талант, а Майкл Бэй зарекомендовал себя как поставщика качественных кассовых блокбастеров – за его плечами были «Скала», «Армагеддон» и «Перл Харбор».
Словом, аппетиты у всех участников производства сильно подросли – поэтому бюджет, со всеми рекламными затратами, выдался почти в 10 раз больше, чем у первого фильма – и это видно.
Если описывать «Плохих парней 2» одним словом, то это будет слово «высокооктановый». Количество изобретательных экшен-сцен выросло в разы – здесь можно вспомнить и перестрелку с расистами, и погоню на шоссе, и стелс-сегмент в морге, и, конечно, гениальную мексиканскую дуэль на минном поле в финале – при этом фильм не растерял и второй продающей фичи, ведь динамика между Смитом и Лоуренсом не только получила логичное развитие, но и осталась такой же остроязычной и смешной. Бэй окончательно отточил свой визуальный стиль, который позже перенесет в «Трансформеров», а Хорди Молья выдал сорванный с петель перформанс на главном злодее.
Критики, как всегда, не оценили стараний Бэя и команды – выдали скромные 6.6 на IMDB и унизительные 29% на Rotten Tomatoes. Подстраховали обыватели – зрительский рейтинг почти пробил 80%, хотя отзывы до сих пор выглядят скорее плохо, чем хорошо – поклонников такого стиля среди обитателей оценочных ресурсов не слишком много. Несмотря на это, фильм вышел успешным в кассовом плане, но, как и раньше, с продолжением спешить не стали.
Плохие парни возвращаются
Настолько не стали, что между второй и третьей частью прошло аж 17 лет. Понятно, почему голливудские продюсеры решили откопать франшизу – во втором десятилетии 21 века наметился тренд на легаси-сиквелы – однако, до хитового «Топ Гана 2» оставалось еще два года, так что тенденция была не обнадеживающая.
«Плохие парни навсегда» вышли в разгар пандемии, в январе 2020 года. Главные актёры, конечно, вернулись к своим ролям, хотя и сильно изменились – Смит переживал не лучший период карьеры, а Лоуренс прозябал в откровенном проходняке и стал с трудом помещаться в экран. Бэй, отходящий от пятых «Трансформеров», к продолжению не вернулся. Вместо него в режиссерское кресло посадили авторов сериала «Снегопад» Адиля Эль Арби и Билала Фалла. Соответственно, фирменной режиссуры серия лишилась.
И это, к сожалению, видно. Несмотря на то, что сценарий написал Джо Карнахан, автор «Козырных Тузов» и «Команды А», история получилась откровенно слабой, да еще и использующей все плохие клише легаси-сиквелов: внезапный злодей из прошлого, который постфактум был в серии все это время (просто его не показывали), разрыв между двумя фронтменами серии, молодые сайдкики, которые съедают добрую треть хронометража, даже внебрачные родственники главного героя – фильм по количеству ненужных клише начинает походить на последние части «Форсажа» (с бензиновой франшизой фильм роднит даже заключительная сцена с барбекю). Но если в гоночной серии есть хотя бы неплохой отбитый экшен, то «Плохим Парням» повышать градус эффектности после сиквела было просто некуда. И хоть более приземленная история с сильными ставками могла бы работать, но слабый сценарий не позволяет.
Но «Плохих парней» никогда не любили за историю. Однако, что динамика главного дуэта, что боевые эпизоды в триквеле хромают на обе ноги. Раньше серия соблюдала баланс комедии и боевика, а теперь наступил явный перевес в сторону первого. Персонаж Лоуренса окончательно скатился чуть ли не в комик-релифа, почти каждая экшен сцена обрывается ради шутки или заканчивается на самом интересном. Ощущение, что в фильме не работает почти ничего, и из-за этого скромный для серии хронометраж в 2 часа ощущается в два раза больше. Франшиза попросту растеряла ту подростковую энергию, силу злой, чистой фантазии, и превратилась в проходной боевик с популярными актерами – что-то среднее между «Гемини» (с тем же Смитом) и «Пороховым Коктейлем».
Но критикам понравилось – фильм заработал астрономические для серии 76% на томатах и стандартные 6.5 на IMDB. Зрители тоже выдали 96% рейтинга, а также сделали фильм самым кассовым в году – в основном, конечно, из-за отсутствия конкуренции.
Плохие парни… Заканчиваются?
И вот, в прокат вышла четвертая часть – «Плохие парни до конца». Будет ли это конец – покажут только кассовые сборы. Фильм получает неплохую критику, но с этой серией пресса уже не показатель.
Видно, что создатели хотят сделать из франшизы что-то вроде «Смертельного Оружия», которое стабильно возвращалось раз в десятилетие и срывала кассу – тем более, что корни творения Шейна Блэка и Ричарда Доннера в серии видны с 1995 года. Получается ли? Критики говорят, что да. Деньги скажут свое уже через пару недель.