Когда-то в театре им.Е.Вахтангова был спектакль «Пиковая дама», поставленный Петром Фоменко. Евгений Князев играл в нем роль Германна. К сожалению, спектакль ушел из репертуара, но «Пиковая дама» осталась в театре, и теперь Евгений Владимирович один воплощает всех персонажей произведения на маленькой сцене Арт-кафе.
Кроме единственного героя на сцене лишь музыка и небольшие детали, дополняющие образы: свеча, перо, несколько писем, колода карт, томик Пушкина, карманные часы, колокольчик. И этого достаточно, чтобы погрузить зрителя в литературный транс, перенести его в северную столицу первой трети XIX века, нарисовать картины, которые никто никогда не видел, но представлял по-своему. Высшее общество, дамы и господа, великолепные платья, светские манеры. Мужчины за картами, истории невероятных выигрышей и столь же невероятных проигрышей целых состояний. Окутанная мистическим флером история, которую великий поэт узнал от князя Голицына, бабушка которого, княгиня Наталья Петровна, действительно была знакома с аферистом Сен-Жерменом, от которого в Париже узнала секрет «трёх карт».
Евгений Князев обладает редким магнетизмом, он завораживает, гипнотизирует и зритель видит то, чего на самом деле нет. Магия мгновенного перевоплощения выводит на сцену одновременно всех персонажей. Вот молодые люди играют в карты, а Германн просто смотрит за игрой. Вот Лиза сидит у окна и вышивает. Вот старая графиня снимает парик в своей комнате. Ожившие образы легкой дымкой витают в пространстве, отражаясь от своего создателя касаются зрителей и растворяются в музыке слов.
Бессмертные тексты не оживают сами по себе, только по-настоящему талантливый чтец способен погрузить слова в живую воду голоса и воссоздать хрупкий мир литературного произведения так, чтобы зритель впитал до мельчайших деталей и текст, и историю, и автора, и персонажей.
В полумраке Арт-кафе играет камерный оркестр: флейта, клавесин, скрипка, гитара. Сплетаясь с текстом в изысканную вязь, музыка проникает в сознание легкими, еле заметными штрихами, летя вслед за рассказчиком и следуя его интонациям. Евгений Князев подчиняет себе пространство и время, свет и звук, и, конечно же, зрителя. Целиком и полностью, без малейшего шанса остаться вне мощнейшего потока его энергии. Реальный мир исчезает и возникают образы, такие живые и настоящие, что кажется, протяни руку и в нее ляжет случайная карта. Будет ли она счастливой и кем станешь ты? Любимцем фортуны, отвергнутым страдальцем, умирающей старухой или обманутой девушкой? Судьба решит исход игры.
Время – враг зрителя – течет слишком быстро, и вот уже финал, Германн проиграл и пора возвращаться. Аплодисменты звучат негромко, боясь разрушить волшебную атмосферу пушкинского слова. Благодарные зрители несмело протягивают цветы, а блистательный Евгений Князев улыбается всем своей очаровательной открытой улыбкой и приглашает всех на свои литературные вечера.