«Пер Гюнт» – первый спектакль Юрия Бутусова после назначения на пост главного режиссера театра Вахтангова. В конце мая в рамках фестиваля «Черешневый лес» спектакль уже был представлен зрителям, однако официальная премьера была назначена на 7 сентября – дату открытия 99-го сезона театра.
Пьеса Генрика Ибсена была воспринята современниками негативно, ведь персонажи фольклора в ней представлены уродливыми и злобными существами, крестьяне — жестокими и грубыми людьми, а в образе Пера Гюнта автор сконцентрировал все отрицательные качества типичного представителя современного ему общества. Конечно, это нравилось не всем: Ганс Христиан Андерсен, например, называл произведение совершенно бессмысленным. Лев Толстой считал, что «все характеры не верны и не выдержаны», а Антон Павлович Чехов говорил: «Ибсен же не драматург!... Ибсен не знает жизни. В жизни так не бывает».
Юрий Бутусов смотрит на пьесу совсем по-другому. Он считает ее произведением о милосердии и любви, а самого Пера очень любит со всеми его недостатками. Слушать и смотреть, как Юрий Николаевич рассказывает о своем спектакле – удивительно. На каких-то глубоких уровнях подсознания его слова ощущаются как рассказ отца о ребенке. Ребенке, которого любят вопреки. Вы можете тысячу раз доказывать обратное, но это ничего не изменит. Вы можете не видеть – значит вы слепы, вы можете не слышать – значит вы глухи, вы можете не понимать – учитесь пониманию. Очень сложно найти в пьесе любовь и милосердие, очень сложно успеть увидеть это в спектакле, но нужно постараться, и все сложится.
Пьесу «Пер Гюнт» Ибсена почти невозможно прочитать, количество смыслов, событий, поворотов, мотивов, философии, загадок, мест действия поражает. Написать такую пьесу в XIX веке, да и сейчас, мог только безумец. Это разрушение всех законов, правил, выход за пределы разумного.
– говорит режиссер.
Зрителю предстоит сложная работа, но когда на спектаклях Бутусова было легко? Все, что Юрий Бутусов сказал о Ибсене и его пьесе вполне применимо и к самому режиссеру, ведь в спектакле «количество смыслов, событий, поворотов, мотивов, философии, загадок, мест действия поражает».
После майских показов зрители увидели в скитаниях Пера творческий путь самого режиссера. Как будто специально искали и находили отсылки к форме «Кабаре Брехт», слыша стихи Тарковского, вспоминали «Человека из Рыбы», камеры и экраны напоминали «Отелло» и «Макбет. Кино», и так далее, до бесконечности. На прямой вопрос о том, не ваша ли это жизнь и творческий путь показаны в спектакле, Юрий Бутусов засмеялся: «Нет, конечно! Просто я вот так ставлю».
«Вот так» – это порой мучительно, жестко, отвратительно до дрожи и восхитительно до какого-то немыслимого экстаза. Как аттракцион «падающая башня» – паришь в облаках, легких и прекрасных, все ближе и ближе к солнцу, и в следующий миг падаешь в бездну страшной низости и грязи человеческой, мысли сплетаются в пульсирующий, вот-вот готовый взорваться комок, а тело напряжено до физически ощутимой боли. А потом опять вверх... и вниз...снова и снова...Все это сродни гипнотическому трансу или какому-то обряду очищения сквозь страдания. Бутусов вытаскивает зрителя из его защитной брони, заставляет каждой клеточкой почувствовать... нет, не спектакль, почувствовать себя. Через персонажей, через звуки и образы, через зеркала и камеры, через кровь, грязь и слезы. Почувствуй и живи!
Пройти нелегкий путь Пера Гюнта режиссер решил всего с шестью актерами. Два Пера (Сергей Волков и Павел Попов), Мать (Евгения Крегжде), Сольвейг (Яна Соболевская), Музыкант (Юрий Цокуров) и Анитра (Аделина Гизатуллина), каждый по-своему, погружают зрителя в безумные глубины человеческой души. В течение четырех часов, на пределе возможностей они рассказывают историю жизни одного человека и всего человечества. Рассказывают по-разному: молчанием и голосом, движением и неподвижностью, на четырех языках, на языке тела, на языке музыки и поэзии. Музыка – как продолжение текста, продолжение персонажа, когда обычных слов уже не хватает. Вот и у вашей покорной слуги не хватает слов, чтобы описать чувство гордости, восхищения и преклонения перед огромным трудом и невероятным талантом этой великолепной шестерки.
На вопрос «думаете ли Вы о зрителях при постановке спектакля», Юрий Николаевич ответил: «Я думаю, что главный зритель – это я сам. Я делаю спектакли для себя. Потому что я это люблю. Люблю смотреть спектакли». Что бы вы не увидели и не почувствовали на «Пере Гюнте» или на любом другом спектакле Юрия Бутусова, главное, что нужно знать – это по любви.
Фото: Юлия Жнякина