«Особенности национальной рыбалки» — второй фильм из трилогии Алексея Рогожкина, вышедший на экраны в 1998 году. История в основе сюжета уже знакома зрителю, но действие развивается так динамично, что скучать не приходится.
В двух словах описать завязку можно так — если слишком увлечься еще одной национальной традицией, рыбалка в России может стать воистину непредсказуемой. В этом предстоит убедиться старым героям — невозмутимому генералу Иволгину, егерю Кузьмичу, Леве Соловейчику и другим. Планы у них безобидные — отдохнуть на морской рыбалке теплой компанией. Вот только водка ориентированию помогает плохо, и очень скоро герои, сами того не заметив, попадают на территорию соседней Финляндии.
Лишь наутро компания понимает, что оказалась вовсе не на знакомом 13-м кордоне, а в гостинице чужой страны. В срочном порядке друзьям приходится отплывать обратно. Но в финском отеле остается несколько ящиков водки, и чтобы забрать свое добро, вылазку придется повторить.
Один из секретов успеха фильма — отличный актерский каст. В «Особенностях национальной рыбалки» приняли участие Алексей Булдаков, Виктор Бычков, Семен Стругачев, Вилле Хаапасало и другие. Состав из первой части сохранился практически полностью.
Фильм получился очень красивым. Снимали его в Финском заливе на территории Карелии. Причем погода была совсем не жаркой, и по словам актеров, время от времени они даже пили в кадре по-настоящему — это помогало согреться. Но сильно не усердствовали — работа на воде требовала хорошей реакции.
Фильм наполнен всевозможной рекламой, но смотрится она органично. Герои то и дело обсуждают марки алкоголя и сигарет, рассуждают над покупкой пельменей. Появляется даже реклама мобильной связи, еще редкой в 1990-х годах.
Возможно, главная причина, по которой фильм завоевал такую популярность — то, что он стал своеобразным фольклором эпохи. Шутки из него превратились в афоризмы, а ситуации похожи на реальную жизнь, хотя и сатирически преувеличены. «Особенности национальной рыбалки» и другие фильмы Рогожкина помогали посмеяться над всем знакомой действительностью в то время, когда поводов для веселья она давала не так уж много.