Фильм «Последняя дуэль» Ридли Скотта основан на реальных исторических событиях, но по ходу производства в историю были внесены небольшие изменения, что не является новинкой, когда дело доходит до подобных адаптаций.
В фильме рассказывается история последнего официально признанного судебного процесса во Франции в результате боя Жана де Карружа (Мэтт Дэймон) и его бывшего друга, который стал врагом – Жаком Ле Гри (Адам Драйвер). Жена Жана, Маргарира, которую играет Джоди Комер, обвиняет Ле Гри в изнасиловании, но, когда справедливость терпит поражение, Жан вызывает Ле Гри на дуэль, чтобы сохранить честь своей жены, а также и своё имя.
События ленты показаны в трёх частях, рассказанных с точки зрения основных, вышеупомянутых персонажей. Зрителям показывают постоянно растущую борьбу Жана и Жака, ревность Жана к своей жене, а также общие трудности, с которыми Маргарит сталкивалась в 14 веке. После того, как обвинение и эскалация судебного разбирательства не смогли определить виновную сторону, было решено, что будет проведена дуэль, где и будет определена невиновность, или вина каждой из сторон. Если Жан проиграет, это будет воспринято как Божий приговор и подтверждение, что Маргарит солгала – а её саму сожгут на костре.
Проект Ридли Скотта, по большей части, сохраняет историческую точность на протяжении всего хронометража, но всё же имеет небольшие, хоть и заметные изменения повсюду, чтобы добавить ещё больший эффект драмы. Ниже спойлеры!
БИТВА КАРРУЖА И ЛЕ ГРИ ПЕРЕД СУДОМ
«Последняя дуэль» уделяет большое внимание отношениям Карружа и Ле Гри, которые и привели к обвинению Маргарит к изнасилованию. Даже когда фильм переключается на женского персонажа, показано, что большая часть аргументов в пользу готовности Жана поддержать её обвинение происходят от желания найти Жака. Фильм очень грамотно изображает мужчин как друзей, ставших врагами, но также более подробно рассказывает, как именно они настроили друг друга против себя.
Во время битвы в начале, Карруж не подчиняется приказам графа Пьера, а затем спасает жизнь Ле Гри. Как показано далее, он очень гордится этим, когда начинает завидовать успеху Ле Гри; когда та же сцена показана с точки зрения Ле Гри, видно, что за несколько мгновений до этого он спас жизнь Карружу, прежде чем тот оказал ему услугу.
Ещё одно небольшое изменение, внесённое в предысторию, связано с тем, что отец Карружа был капитаном небольшой коммуны, и после смерти отца, сын должен был унаследовать должность. Но в ленте граф Пьеро назначает капитаном Ле Гре, испытывая неприязнь к Карружу, когда он предъявляет иск Пьеру из-за куска земли. Другое приукрашивание истории вращается вокруг встречи Карружа и Ле Гри во время обязательного доклада. Исторически известно, что они разговаривали друг с другом после доклада Карружа, но неизвестно, что говорили друг другу. Фильм же включает диалог, а также показывает, что Карруж требует, чтобы Ле Гри уважал его недавно полученное рыцарское звание, а также оскорбляет его.
ИСТОРИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАРГАРИТ
Ещё одно большое изменение, внесённое в киноверсии «Последней дуэли», заключается в нём, что в ней рассказывается история с точки зрения Маргарит. Она начинается с момента начала замужества персонажа с Жаном де Карруж, а также, когда мы видим сцены в суде, на дуэли и в концовке фильма. Хотя фильм представляет точку зрения Маргарит как правду, исторические отчёты о событиях уделяют гораздо больше внимания свидетельствам Жана и Жака, и в большей степени, полагаются на них.
Тем не менее, ленте удаётся дать представление, какой была жизнь Маргарит; она изображена как послушная, но скучающая и чуть ли не «брошенная» жена. Она более способна управлять поместьем, чем её муж, и пользуется ответственностью, которую ей дают, когда он отправляется в поход, в Шотландию. К сожалению, история не раскрывает потенциал персонажа в той мере, в которой хотелось, но Маргарит всё равно показана в роли сильной женщины, которая будет противостоять осуждению и критике – если правда будет на её стороне и если этого будет требования ситуация.
СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО
Другие заметные изменения касаются судебного разбирательства, которое последовало за обвинениями Карружа. В частности, наибольшее изменение коснулось таймлайна событий – реальное судебное разбирательство длилось несколько месяцев, а в фильме суд показан мимолетно.
«Последняя дуэль» также ссылается на показания других персонажей, таких как показания подруги Маргарит, которая, как выяснилось, свидетельствовала против Маргарит о её комментариях касательно внешности Ле Гри. Тем не менее, фильм не показал никаких дальнейших показаний, данных Парламенту. В историческом деле свидетельские показания давала, по крайней мере, одна из служанок Маргарит, а также Адам Лувель, сообщник Ле Гри, который, по утверждению Маргарит, приходил к ней домой в день преступления.
Поскольку фильм тратит большую часть своего хронометража, который составляет два с половиной часа, демонстрируя события, обсуждаемые в зале суда, сократить время, затрачиваемое на просмотр событий, имеет смысл. Вместо того, чтобы представлять новые доказательства в сценах зала суда, «Последняя дуэль» фокусируется на том, как каждый из трёх главных героев ведёт себя в своих показаниях и допросах.
ПОДРОБНОСТИ ДУЭЛИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Последние изменения «Последней дуэли» Ридли Скотта связаны с самой дуэлью. Через 2 месяца после окончания суда, когда король Карла VI постановил, что дуэли быть, Карруж и Ле Гри встретились – и произошло это, как мы видим в картине, 29 декабря 1386 года.
Большая часть дуэли, показанная в фильме, соответствует тому, что происходило на самом деле. Но, пожалуй, самым большим исключением является то, что Карруж вынужден бросить свой топор, когда Ле Гри ломает его копьё. Другое изменение заключается в том, что в то время как реальный Карруж убил Ле Гри, вонзив нож ему в горло, в картине это происходит ещё более жутко, когда нож оказывается во рту у персонажа Драйвера.
Остальная часть дуэли, показанная в ленте, строго следует историческим записям: Ле Гри был убит, а Маргарит была объявлена невиновной в каком-либо преступлении. Единственное различие между фильмом и реальностью – это отсутствие упоминания о денежном вознаграждении, которое получил Карруж. Экранизация заканчивается спокойной сценой с Маргарит, наблюдающей за своим сыном, когда тот играет в саду.