Картина француженки Корали Фаржа исследует проблему старения с женской точки зрения и влияние СМИ, а также индустрии развлечений на стандарты красоты.
Элизабет Спаркл – негативный пример, кем не стоит быть. Она присоединяется к рядам других отрицательных примеров, таких как Нина из «Черного лебедя», Марк Цукерберг, изображенный в «Социальной сети» и Тоня Хардинг из «Тоня против всех». Аналогично, Сью – это нереальный стандарт для главного героя. Фильм демонстрирует, что ценность человека как личности не может и не должна оцениваться по тому, как он выглядел в расцвете сил, даже если Голливуд и тому подобное заставляют многих думать иначе.
В чем суть фильма «Субстанция»?
Корали Фаржа в течение всего фильма показывает внешнее и внутреннее влияние на главную героиню Элизабет. Внешнее влияние – это Голливуд и стандарты красоты, которые он насаждает. Харви хочет заменить Элизабет кем-то помоложе. Почему? Потому что так будет лучше для рейтингов. Потому что общество вампирично, когда речь идет о коммерциализации молодости. Люди не любят Сью такой, какая она есть. Они жаждут ее за то, что она собой представляет. Невинность, красоту, жизненную силу, поверхностное совершенство. Все это делает «Субстанцию» жестоким манифестом в сторону индустрии развлечений и СМИ. Не только то, как они используют женщин, но и стандарты, которые они пропагандируют, и то, как это влияет на женщин за пределами индустрии. Элизабет – красивый, успешный человек. Но она оценивает свою ценность по тому, есть ли она на рекламном щите, а затем оценивает свою внешность по тому, кто на этом щите.
Профессиональный аспект, с которым сталкивается Элизабет как актер в Голливуде, – это то, что большинство из нас осознает, но не хочет проходить через это. Но внутренняя борьба Элизабет невероятно универсальна. Мы склонны не ценить то, что у нас есть, пока оно есть.
Когда появляется на экране Элизабет, она уже тоскует по прошлому и чувствует, что слишком стара. Но после того, как Сью крадет у нее время и Элизабет действительно становится пожилой, она быстро хочет вернуться к тому, что было до этого. Оказывается, 50 лет – это не так уж и плохо. Это не 20 и не 30, но Элизабет могла бы извлечь из этого максимум пользы. Вот только она была слишком сосредоточена на сохранении того, кем она была, вместо того чтобы принять то, кем она стала. Она не могла расстаться с мыслью о том, кем она была. Икона молодости со звездой на Голливудской аллее славы. И она жертвует оставшимися десятилетиями своей жизни в отчаянной попытке повернуть время вспять, вместо того чтобы смириться с его неизбежным тиканьем. Сью поступает точно так же. У нее есть свои 15 минут славы, затем она терпит первые удары по своей красоте и начинает мечтать о «лучшей» версии себя. Это бесконечный цикл.
Таким образом, конечный посыл заключается в том, что общество не только устанавливает нереалистичные стандарты, но и активно заставляет нас горевать о том, кем мы были, потому что оно не празднует то, кем мы стали. Элизабет становится худшим примером того, как нужно справляться со старением. Вернуть прошлое невозможно. И попытки сделать это не просто дорогостоящи, не просто пустая трата времени, но и жертва времени.
Абсурдный финал «Субстанции»
Концовка «Субстанции» – самая абсурдная часть всего фильма. Монстро Элизасьюе – существо которое получилось в результате неправильного использования препарата – это что ни на есть побочный продукт индустрии. Вот почему Фаржа заставляет Харви сказать: «Она – мое самое прекрасное творение». И почему мы имеем абсурд, когда монстр даже попадает в павильон студии, не говоря уже о сцене. Этим абсурдом режиссер намекает: «Посмотрите, как глупа эта индустрия. Вот что они создают, и они слишком слепы, чтобы увидеть это, пока оно не закрутится вокруг них и не забрызгает их кровью». И даже когда все увидят монстра, осознают его, что изменится?
«Субстанция»: Почему Сью приснилась куриная ножка?
Таинственный человек, который предложил Элизабет ты самую сыворотку под названием «Субстанция», постоянно напоминает Элизабет и Сью, что они – одно целое. Но зрители, очевидно, начнут сомневаться, так ли это на самом деле. Насколько у них общее сознание, если Сью не помнит, что делает Элизабет, и наоборот? Так что сны – это намек на то, что да, несмотря на отсутствие физической связи, некая психологическая привязанность все же существует.
Сон о куриной ножке – хорошая декорация к тому, что Сью вырывает зубы. Выпадение зубов – очень распространенный сон о стрессе. Практически каждый человек в какой-то момент видит такой сон. Поэтому, когда Сью впервые вырывает зуб, мы можем подумать, что ей снова снится стресс. Но нет, на самом деле ее зубы выпадают, потому что она разваливается на части от стабилизирующей жидкости. Кошмар стал реальностью. Ее совершенство уже исчезло. Используя образы из чего-то столь универсального, режиссер усиливает чувство тревоги у зрителей.