Окончание «Джокера» все равно остаётся загадочным. Что было реальным и что было в голове Артура Флека? И какова была его последняя шутка?
Если Вы ещё не посмотрели «Джокера», то будьте аккуратнее, далее будут спойлеры! Ниже краткое объяснения концовки фильма от ScreenRant
НАСКОЛЬКО КОНЕЦ РЕАЛЕН?
Реальный вопрос с окончанием «Джокера» в том, что было реально? Когда Готэм горит, Уэйны не в лучшем положении, а Артур готов озвучить последнюю шутку, есть тревожное чувство, что слишком многое из предыдущих двух часов были плодом воображения злодея.
В «Джокере» Тодд Филлипс играет с реальностью, что очень похоже на работу Скорсезе. Фильм показывает, как ум Артура расщепляется. Аспекты мира воспринимаются странно. Герой видит себя в воображаемом воспоминании о психиатрической экспертизе матери, он воображает себя на шоу Мюррея Франклина, но зрители видят только его одного, Альфред Пениуорт — британский громила. Артур даже говорит, что чувствовал, что «никогда не существовал».
Самое важное то, что ум Артура берет верх. В начале он воображает себя на шоу Мюррея Франклина в качестве зрителя, который оказывается в высшей лиге. Затем, когда он стоит на краю пропасти здравомыслия, Артур обнаруживает, что его роман с Софи был выдуманным, для нее он просто странный парень по соседству. Даже тогда есть большие вопросы, на которые нет ответа: был ли пистолет и что он сделал с явно нервничающей Софи, покинув ее квартиру?
Это единственные моменты «Джокера», которые явно находятся в голове Артура, но вы, безусловно, должны были спросить о финале. Было ли приглашение на шоу Мюррея подлинным или в голове героя? Неужели он действительно убил Рэндалла в своей квартире? Была ли реакция на убийство Мюррея действительно настолько разрушительной? Неужели бунтовщики в клоунских масках возвысили своего случайного создателя как фигуру Мессии? Обнадеживающий ответ на все эти вопросы заключается в том, что все это было в воображении Артура, фантазии, где он систематически мстил тем, кто обидел его, и стал случайным героем своей собственной истории. Но это аккуратно, и мир Джокера оборван и с самого начала рисует его как отличную возможность.
Что мы можем сказать с некоторой уверенностью, так это то, что финальная сцена «Джокера», с Артуром в Аркхеме во время беседы с психиатром, реальна. Независимо от того, какие преступления он на самом деле совершил, Артур в конечном итоге оказался в лечебнице. Но, как мы видим, даже в этот момент остаются некоторые большие вопросы о том, что нам показывают, не в последнюю очередь леденящий душу образ мальчика, стоящего над своими мертвыми родителями...
АРТУР ФЛЕК БЫЛ СЫНОМ ТОМАСА УЭЙНА?
Оборотной стороной одержимости Брюса Уэйна является затяжной вопрос о том, является ли Джокер сыном Томаса Уэйна. Это, конечно, построено как сюжетный поворот, так как его мать презираемая любовница, вынужденная жить в бедности. Но если копнуть глубже, все иначе: психиатрические записи Пенни показывают, что она страдала психическими расстройствами, а также мы видим свидетельство об усыновлении. С этого момента Артур почти принимает это, избавляясь от нее.
Но не все складывается: фотография, на которую Джокер смотрит, прежде чем отправиться на шоу Мюррея, подписана «С любовью от Т.У.». Идея усыновления была заложена давно. Моргните и Вы пропустите это, но фотографии молодого Артура выглядят жутко похожими на Брюса. Это все незначительно, но Томас слишком сильно пытался скрыть правду о том, что Артур Флек его сын.
Это, конечно, не то, что движет Артуром в заключительном акте. Это не имеет существенного значения для понимания истинного смысла «Джокера».
В ЧЕМ СМЫСЛ ПОСЛЕДНЕЙ ШУТКИ ДЖОКЕРА?
Ответ на вопрос в финальной сцене «Джокера», ранее определенной как один из бесспорных реальных моментов в фильме. В нем Артур беседует с работником Аркхема о его лечении, на что пациент начинает неудержимо смеяться. Когда его спрашивают, в чем шутка, он отвечает: «Вы не поймете».
Что это за шутка? Это Томас Уэйн? Это Брюс Уэйн, законный сын, лишенный своей невинности в результате действий Артура? Это то, что он вдохновил, и как с помощью мотивации идеология Джокера смогла разорвать Готэм на части? Жив ли психиатор? Этот вопрос мог специально остаться без ответа, подчеркивая, что даже после двух часов в его присутствии Джокер все еще в конечном счете непознаваем. Однако есть и конкретные ответы.
Заключительная сцена происходит в комнате с белыми стенами, которая подозрительно похожа на ту, которую он видел или представлял себе свою мать во время флэшбэка 30 лет назад, историю, в которую он неуместно поместил себя. Психиатр напоминает его социального работника из самого начала истории, с точки зрения возраста, внешности и манеры: оба небрежно спрашивают о его самочувствие в его явном отсутствии, сосредоточившись на журнале. Все это, кажется, свидетельствует о том, что фильм был нереальным.
Значит, сам Артур — это шутка. Самый подходящий вывод для «Джокера» заключается в том, что вся его жизнь — та, которую он описывает, задушив свою мать — это то, что вызывает у него столько радости. Возможно, все это ложь, обман зрителя, воображение в его голове. Возможно, он просто упивается обретенной новой жизненной перспективой. Но это самое близкое к истине в жизни Артура Флека, что может быть достигнуто. Он принимает свою судьбу.
ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ОЗНАЧАЕТ КОНЕЦ «ДЖОКЕРА»
Один из самых изношенных мемов о «Джокере» заключается в том, что конечным сообщением фильма является просто «мы живем в обществе». Да, фильм определенно исследует эту идею, от документированного недофинансирования системы психического здоровья до ведущего ток-шоу, внешне издевающегося над явно нездоровым человеком, и подкрепляет провозглашение Джокера:
Что вы получаете, когда пересекаете психически больного одинокого человека с системой, которая бросает его и относится к нему как к мусору? Единственное, что Вы получите — это то, что Вы заслуживаете.
Но фильм глазами этого психически больного одиночки делает его более внутренним, а исследование случая более экстремальным. Готэм, представленный уже на грани, но он требует реального стека крайностей для того, чтобы все закипело.
Есть что-то тревожное в представлении Джокера о психическом заболевании, но по итогу нужна лишь забота. В «Убийственной шутке» Джокер печально заявляет: «Все, что требуется — это один плохой день, чтобы свести самого здравомыслящего человека к безумию. Вот как далеко мир от того места, где я нахожусь. Только один плохой день». Правдивость этого утверждения остается открытой в комиксе: он не может сломать Джима Гордона, а Бэтмен в конце концов понял его шутку. Но «Джокер» полностью опровергает это: Артур не является здравомыслящим человеком, и его срыв является постепенным, вызванным травмой в юном возрасте. Когда он говорит Софи, что у него «плохой день», это преуменьшение. Это история пренебрежения со стороны тех, кто должен нести ответственность.
С другой стороны, влияние Джокера на общество, что крайне важно, непреднамеренно. Беспорядки являются основой фильма, поскольку они развиваются из пролетарской революции в бессмысленное насилие. И независимо от того, являются ли бастующие обычными людьми или опасными личностями, дремлющими в обществе и получающими силу, это показывает легкость, с которой структура может рухнуть.
Фильм намеренно коснулся политической темы. Томас Уэйн представлен далеко не идеальным политиком, к чему многие привыкли. Его неряшливая манера и политический настрой вызывают в воображении параллели Дональда Трампа, однако его использование «клоунов» в качестве уничижительного термина, исправленного оскорбленными, вместо этого напоминает «плачевное» заявление Хиллари Клинтон во время выборов 2016 года. Есть некая двойственность, которая в дальнейшем играет в нереальную природу фильма, предполагая, что это Уэйн, каким его видит Артур, а не Брюс и весь мир.
В конечном счете, тонко неоднозначный финал «Джокера» лежит в основе всего остального, что обсуждается. У нас есть один человек, сорвавшийся и обреченный на вечную борьбу в своей голове, и неясное будущее для мира, который его создал.
В прокате с 3 октября 2019 года.