Ну, вот и вышла долгожданная режиссёрская версия Бэтмен против Супремена: На заре справедливости, которая должна отразить в полной мере видение Зака Снайдера, ответить на многие вопросы и закрыть дыры в сюжете. Многие критики и фанаты, посмотрев эту версию, принесли свои извинения за критику театральной версии фильма, утверждая, что Зак Снайдер снял отличный фильм, который боссы студии Warner Bros. урезали для того, чтобы плотнее набить свои кошельки.
Но так ли это, настолько ли хороша режиссёрская версия и так ли очевидны отличия от театральной, которую мы смотрели на большом экране?
Я решил в этом разобраться и в этом видео, показать и обсудить с вами все до единого отличия и вынести свой итоговый вердикт фильму, который я оценил в 8/10 в своём первом мнении. Повысится ли моя оценка ему или же после стольких страниц аргументированной критики я пересмотрю свою оценку не в пользу картины.
Боссы студии, словно повторяя наш слоган, вырезали значительную часть этой киноленты, лишив зрителей более получаса этой экранизации. Но что именно было удалено? Я вырезал для вас все, что мы не увидели в кинотеатре, на слишком незначительных деталях я останавливаться я не буду, но они тоже есть, ну например в режиссёрской версии переходы между кадрами чуть длиннее, и иногда начинаются немного раньше, а так же местами другой порядок сцен. Но эти детали уж точно никак не сказываются на общем восприятии картины. Все, о чем пойдет речь в этом видео было вырезано из финальной версии фильма. Итак, поехали.
С самого начала мы можем заметить отличие во вступлении, в изначальном варианте мы наблюдаем лицо Марты Уэйн, перед там, как Джо нажимает на курок, казалось бы - мелочь, но, как говорится, в мелочах вся суть, лишняя эмоциональная привязка к матери героя, возможность ощутить горечь утраты могла добавить сочувствия и понимания той самой, горячо обсуждаемой развязки фильма - "Зачем ты назвал это имя?"
Далее мы наблюдаем дополнительную сцену после крушения здания Уэйн Энтерпрайз, в ней Брюс встречает вереницу детей, держащихся за руки. Эта сцена возможно не так важна для сюжета, но опять же добавляет зрительских эмоций и сочуствия - лишенный родителей, покинутый с детства Брюс помогает маленькой, отбившейся от группы девочке вернуться в строй. Это еще раз напоминает ему и нам о глубочайшей травме детства.
После событий в Метрополисе нас переносят в Африку, в Найроми. Сцена открывается совсем не так как показали в кинотеатре. Помимо вырезанного продакт плейсмента от кокаколы мы видим сцену знакомства Лоис и того самого подставного фотографа, который работает на ЦРУ.
И что самое удивительное, что в расширенной версии мы узнаем имя фотографа - Джимми Олсен. По канону, Джимми является коллегой Лоис и Кларка, с которыми подерживает хорошие отношения. Супермен даже дал ему особые часы, которые испускают ультразвуковую волну, которую способен моментально услышать Супермен и определить его местонахождение.
В этом фильме хоть Супермен и нашел их без особого труда, но с часами Зак Снайдер это связывать не стал, да и Джимми в этой киновселенной сыграл очень короткую роль.
Некоторые фанаты посчитали, что агент ЦРУ просто прикрылся личностью реального фотографа, так как такая скоропостижная смерть довольно известного персонажа кажется очень странной, учитывая, что в кинотеатре зрители даже не узнали его имя.
Но, я считаю, что в условиях дефицита экранного времени сценаристы посчитали Джимми недостаточно важной персоной и оставили для него лишь такое короткое камео.
Имя Джимми может быть не таким уж и важным для восприятия всей картины, учитывая его скоропостижную смерть, но остальные сцены, не вошедшие в театральную версию просто поражают. Я вообще не пойму как можно было вырезать такие значимые для сюжета детали. Ну, ладно, давайте посмотрим, чего же мы лишились.
Сцена доставки репортеров к генералу была урезана, нас окунули сразу в интервью и
не дали ощутить всей серьезности их миссии. Генерал Амаджагс никому не давал интервью и эти двое первые репортеры, которые с ним встретились, это уже накаляет обстановку. Перед тем как отвезти их на секретную базу их досматривают и мы узнаем, что они договорились о фото съемке.
Но не смотря на это, когда Джимми попытался сделать кадр, Анатолий Князев, он же КГБИСТ сломал его фотоаппарат и нашел в нем отслеживающее устройство.
Но это, хоть и в сокращенном варианте мы могли увидеть в кинотеатре, меня поразило другое, а именно само интервью.
Из него вырезали то, что моментально поднимают первую часть фильма на уровень отличного политического триллера. Честно говоря, в кинотеатре я не был особо заинтригован этой сюжетной линией расследоавния Лоис, так как изначально не понимал важности их миссии в Африке.
Однако тут нам открывается достаточно важная информация, а именно - мы узнаем, что Амаджагс - тиран-диктатор страны, в которой бушует гражданская война, Амаджагс удерживает власть и терроризирует свой народ с помощью наемной армии, и наши герои Лоис и Джимми прибыли за тем, чтобы призвать его к ответственности.
Лоис говорит о том, что США не вмешиваются в их военный конфликт, руководствуясь международными правилами, на что он отвечает, что те, у кого власть - не играют по правилам. И Джимми, в расширенном диалоге на местном языке говорит генералу «Есть способы устранить конфликт. Я здесь для того, чтобы заключить с вами соглашение».
Ну, а теперь про важность этой сцены - именно в этом интервью мы узнаем каким человеком является генерал и его диктатура имеет ужасные последствия для народа Найроми, что безусловно лишает нас сострадания и оправдывает действия Супермена.
Однако это далеко не все, в режиссерской версии эта сцена расширена гораздо сильнее, помимо того, что нам дают увидеть кровавые сцены убийств как помощников генерала, так и мирных граждан наемниками, во время которой мы видим как их тела затем сжигают, что и послужило причиной для народа Найроми считать, что их убил Супермен.
Мы узнаем также, что за репортерами наблюдали военные, нам показывают вид из дрона, на котором видна смерть Джимми, после чего военные решают запустить авиаудар, однако под удар попадут и мирные жители, но вопреки всем доводам дрон выпускает ракету, которую обезвреживает Супермен.
Здесь Супермен впервые предстает перед зрителями сразу же спасая жизни десятков, а то и сотен невинных граждан. Затем он спасает Лоис и убивает генерала, как и в театральной версии, однако в ней, в отличии от режиссерской, мы не ощутили всей этой политической драмы, этого конфликта и не испытали должных эмоций от сцены появления нашего героя.
А я считаю, что слабая эмоциональная привязка рождает сомнение в последующих действиях и предвзятость ко всей картине.
Пойдем дальше. Может быть некоторые из вас, кто пристально следил за всеми новостями со съемочной площадки фильма вспомнят когда мы впервые услышали название фильма и увидели кадры со съемок.
Съемочный процесс фильма начался с футбольного матча между Метрополисом и Готэм сити. Однако эту сцену вырезали из театральной версии, в расширенной же мы можем увидеть, как полицейские Готэма делают громче матч, чтобы заглушить вызов диспетчера, в то время как диктор говорит фразу «Кажется в Готэме сегодня будет жарко».
Такая сцена, показывая равнодушие полицейских вместе с намеком на неспокойный характер Готема, дает зрителям ощутить его криминальную сущность, а это в свою очередь добавляет нам понимание необходимости ночного карателя в костюме летучей мыши.
Ну и далее, что тоже немаловажно мы видим кадр, который до отказа наполнен пасхалками. Мы видим надпись «конец близок», которая выглядит так же, как на транспаранте Волтера Ковача, известного как Роршах в одной из лучших комикс экранизаций того же Зака Снайдера - Хранители. Такое же название имеет и видеоигра по фильму Хранители. Так же мы можем заметить номер, написанный аж дважды - 234. На обложке комикса Супермен номер 234 мы видим как он падает со словами - «Эта штука лишает меня сил», что явно отсылает нас к криптониту.
Ну, и пожалуй самая любопытная деталь - это знак ACE chemicals на заднем плане, именно в этом заводе Джокер упал в чан с кислотой, которая превратила его в самого культового злодея вселенной ДиСи.
Хотелось бы так же обратить внимание на то, что в режиссерской версии структура повествования совсем другая, сцены выстроены таким образом, что всегда немного дольше удерживают зрительский взгляд на отдельных сюжетных линиях. А так же удлинненные сцены, которых в этом фильме 80% сильнее привязывают нас к героям и местам действия.
И даже, казалось бы мелочное продолжение любовной сцены в ванной дает нам еще сильнее прочувствовать человечность Супермена.
А в расширенной сцене знакомства с Лексом Лютором мы узнаем, что его отец, Лайонел, назвал корпорацию в честь сына, так как считал, что это очень мило выглядит в глазах жен богатеньких инвесторов - "выпиши чек лексу».
Интересно, так же что в режиссерской версии присутствует дополнительная сюжетная линия женщины из Готэма, которая выступала в суде - ее семья погибла в Найроми.
Мы узнаем, что ее зовут Кахина Зири. И в этой сцене Супермен, вместо репортажа о клейме Бэтмена смотрит интервью Кахины, которая обвиняет его в смерти своей семьи. Далее мы видим, как Кахина видит людей у своего дома и едет к сенатору, чтобы рассказать ей правду о происшествии в деревне Найроми.
Примечательно так же, что в этой сцене мы можем заметить покрасневший левый глаз сенатора Финч. Я считаю, что не спроста мастера по визуальным эффектам не стали убирать красноту, а может быть и вовсе добавили. Эта, казалось бы, мелочь добавляет тревоги, зритель на подсознательном уровне может почувствовать стресс, который испытывает сенатор Финч из-за такой мелкой детали.
Ну, и затем мы видим дополнительную сцену, в которой Лоис встречает Кахину и Князева в метро, после чего КГБИСТ толкает Кахину под поезд.
А о том, что преступников с клеймом летучей мыши убивают в тюрьме мы узнаем не из новостного выпуска.
В режиссерской версии присутствует целое расследование Кларка о мстителе Готэма.
Сначала он просит Пэрри написать статью о ночном карателе Готэма, но тот отказывает ему, утверждая, что футбольный матч между Готэм сити и Метрополисом гораздо важнее какого-то разодетого в костюм преступника.
И отправляет Кларка в Готэм-сити, написать статью о поражении в недавнем матче говоря интересную фразу «Аккуратнее там, в Готеме, не дай им отобрать твои карманные деньги».
Эта фраза опять же намекает на пропитанный криминалом город, название которого словно стало синонимом Гетто, даже звучит похоже: Готэм - Гетто.
Кларк отправляется через залив в Готэм-сити на пароме, на котором нам зачем то показывают целующуюся однополую пару, хотя может быть это девушка, которая просто похожа на парня. И далее мы видим, что в Готэме Кларк ищет место, где живет Кахина, видимо, чтобы выразить ей свое сочувствие, однако ее он не находит, но встречает соседей Кахины, которые рассказывают ему страшные истории о ночном демоне, который устраивает самосуд.
Это еще сильнее разжигает его интерес к Бэтмену и он находит статью на новостном сайте, в которой говорится о клейме смерти. Именно оттуда он узнает, что все оклейменные им преступники погибают. И нам даже дают увидеть это своими глазами.
Вопреки моим догадкам в моем видео «СЕКРЕТЫ И ДЕТАЛИ БПС», в котором я предположил, что оклейменных преступников убивает сообщник Бэтмена, мы видим, что их убивают по заказу КБИСТА, а значит это часть плана Лекса Лютера.
Кларк Кент, обеспокоенный таинственным мстителем, чей символ становится смертельным приговором спешит в полицейский участок, чтобы узнать, что же случилось с заключенным в тюрьме Блэкгейт. Однако ему отказывают в информации, но добрый полицейский указывает на жену погибшего заключенного - миссис Сантос, в их диалоге прослеживается очень четкий посыл - мисс Сантос говорит ему, что Бэтмен не вправе выбирать кому жить, а кому умирать и обычный репортер вроде Кларка никак не сможет остановить его, это сможет сделать только кулак.
Как мы видим, это очень весомая часть мотивации Супермена, которой нас лишили в кинотеатре.
Перейдем к сюжетной Линии политического расследования Лоис. Несмотря на то, что оно было весомой частью театральной версии фильма, в расширенной мы узнаем довольно интересные детали, например, в диалоге с Перри, мы узнаем, что Лоис считает, что это дело рук правительства США, которое специально поставляет свое вооружение повстанцам, чтобы установить контроль над выборами правящей верхушки Найроми.
Так же мы узнаем персонажа Джены Мэллоун по имени Дженет Клайберн, которая присутствовала так же и в комиксах DC, она провела анализ пули, застрявшей в блокноте Лоис и выяснила, что это экспериментальный образец, сделанный из особого сплава, который хранит данные об использовании, словно черный ящик.
Затем Лоис видит по телевизору репортаж из квартиры смертника, в котором говорится о том, что в квартире были найдены улики, свидетельствующие о сговоре террориста с Суперменом. Она осматривает квартиру того самого Уоллеса, подорвавшего здание суда и понимает, что никакой он не смертник, она замечает купленные накануне продукты, которые точно говорят о том, что он не плавнировал погибать.
Далее следует сцена, которая способна закрыть одну серьезную дыру фильма и ответить на вопрос, мучавший меня до этого момента. По телефонному разговору с Дженет, Лоис узнает почему Супермен не увидел бомбу в кресле инвалида на слушании. Так вот Дженет говорит Лоис, что внутренние стенки кресла были покрыты толстым слоем свинца. А как мы с вами знаем, Супермент не видит сквозь свинец. Этот кусок пазла идеально вписывается в сюжет картины, удивительно, что его решили вырезать.
Так же из расширенной версии мы узнаем как Кларк попал на прием к Лютору, ему пришло приглашение в офис Дэйли Плэнет, в нем было написано, что Лекскорп хочет, чтобы Кларк Кент написал статью об этом мероприятии. На что Пэрри отвесил короткое недовольство, сказав Кларку, что видимо кто-то из Лекс корп питает слабость к ботанам вроде Кларка.
Далее, после дополнительной эмоциональной сцены с голым Брюсом, нам показывают достаточно трогательный диалог, в котором Супермен лишний раз показывает свои человеческие чувства, которые он питает к Марте.
Эмоций также добавляет и дополнительная сцена встречи Уоллеса Кифа с Сенатором Финч в которой он просит сенатора присутствовать на слушании, чтобы посмотреть в его глаза. А так же более эмоциональная сцена его встречи с Лексом.
А сцена в музее, где Диана встречает Брюса в расширенной версии начинается с весьма любопытной отсылки к ее альтер-эго - Чудо женщине, сразу после того как с экрана телевизора Джон Стюарт рассуждает на тему - американец ли Супермен, нас переносят в музейный зал, в котором директор музея привлекает внимание Дианы фразой «I wonder», что безусловно намекает нам о Wonder Woman.
Видение Бэтмена тоже слегка расширено и дополнено кровавыми подробностями, а сцена в порту показывает ящик с криптонитом до его погружения в контейнер.
Затем нам немного дольше дают насладиться зловещим взглядом Лекса освещенного зеленым свечением криптонита, а после взрыва в здании суда мы видим, как супермен помогает полицейским с поиском пострадавших, прежде чем он улетит в странствие по заснеженным склонам.
Потом нам дают немного поглазеть на Альфреда за домашними делами, видимо чтобы окупить затраты на Джереми Айронса, ну а далее следует очень интересная дополнительная сцена.
Когда Лекс зашел в разрушенный офис, он увидел запись с камеры наблюдения в объектив которой попался Бэтмен и Ухмылка Лекса очевидно дает нам понять, что все идет по его плану.
Далее мы видим дополнительные кадры людей взволнованных сожжением чучела Cупермена, той самой семьи из Готэма у которой Кларк узнавал информацию о Кахине. Странная сцена на самом деле, женщина в выгораживала Бэтмена, а теперь явно сочувствует Супермену.
Затем мы видим начало странствия Кларка, мы узнаем, что он встречает людей, которые считают, что он самоуйбийца, решивший свести счеты с жизнью в экстремальных условиях дикой природы.
А после сцены репортажа из квартиры Уоллеса нас переносят на достаточно интересный кадр, в котором кроется еще одна мелочь, которую вставил Зак Снайдер для таких любопытных зрителей как мы с вами.
Мы видим в его руках шарик, который можно было мельком наблюдать в некоторых других сценах, а так же в рекламе Turkish Airlines. Это вполне обычный эспандер, который нужен Лексу для того, чтобы контроллировать свою агрессию и снимать стресс. Эта деталь как нельзя лучше передает его психически нестабильный характер.
Следом из дополнительных сцен мы можем выделить фразу Альфреда «Так пал особняк Уэйна» и удлинненную сцену включения бэтсигнала, которому незаслуженно мало уделили времени в этом фильме, ну и дополнительную сцену похищения Лоис, в которой кроется интересная пасхалка.
Название клининговой службы на фургоне - Terrio Janitorial, что конечно же является отсылкой к Крису Тэррио, сценаристу фильма. Затем удлинненая сцена в порту, где мы можем еще раз заметить значок Nickholoson Terminal and Dock Company, отслыющей нас к Джеку Николсону, сыгравшему Джокера в Бэтмене Тима Бертона.
Ну, и далее из театральной версии вырезали еще одну сцену в которой спрятана очень интересная пасхалка. Перед тем, как Диана получила письмо от Брюса, мы можем увидеть, что она собирала вещи. Среди них мы можем увидеть коллекционные экземпляры первых выпусков комиксов Супергероев ДиСи.
Очень интересная пасхалка, которая говорит нам о том, что во киновселенной ДиСи Зака Снайдера комиксы написаны по реально существующим Супергероям. Это как фильмы Тарантино в фильмах Тарантино.
В сцене с дракой супергероев мы можем заметить интересную деталь, в расширенной версии присутствует дополнительная сцена, которая заканчивается так же как и в театральной, в которой мы можем заметить неровный переход между обрезанными кадрами. Позади Супермена виднеется дорога.
А в следующей сцене мы слышим, как Бэтмен говорит Альфреду, что он его не заслуживает, на что Альфред отвечает положительно.
Сцена драки в порту выглядит брутальнее из-за обилия крови, которую убрали для театральной, удлинненой драки и брутального ее окончания Бэтменом.
На корабле Зода, перед созданием Думсдея, Лютор говорит Супермену, что не умеет проигрывать, на что тот отвечает - "научишься". Затем мы узнаем за что Лекс так не любит Супермена, что дает нам намек на его мотивацию в фильме. Он говорит, что ненавидит грешников, и грех Супермена - его существование.
Далее в красивой, но засвеченной на манер Джей Джей Абрамса сцене мы видим как Марта, с улыбкой на лице, благодарно машет бэт крылу.
Затем следует удлиненная сцена Думсдея, лиц в офисе Дейли плэнет и полета Бэткрыла
В режиссерской версии кадр сражения со злодеем не обрезан и мы видим дырку в груди Супермена на протяжении всего акта его самопожертвования.
Ну, и далее мы видим самую важную сцену для общего сюжета. После премьеры Бэтмена против Супермена в кинотеатрах боссы ворнер поняли, что лишили зрителя очень важной детали, без которой восприятие полного сюжета невозможно, поэтому уже через пару дней они выложили ее в сеть.
В этой сцене мы видим, как Лекс Лютор общается с голограмой какого-то инопланетного существа, которое очень похоже на Степпенвульфа, генерала армии Дарксайда, который станет главным антагонистом Лиги Справедливости.
Ближе к концу картины мы видим, что Зак Снайдер проделал огромную работу, чтобы дать зрителю прочувствовать утрату Спасителя человечества, пустые улицы, долгие и медленные похороны Супермена и Кларка Кента, сцены которых смешаны немного в другом порядке, что придает этому событию трагичности.
Ну, и в самом коцне фильма, мы видим еще одну дополнительную сцену, которая проливает свет на будущее Лекса Лютора. В тюрьме надолго он не задержится, Бэтмен рассказал ему о том, что его переводят в лечебницу Аркхэм.
Кстати, вот в этой же сцене нам показали, что Бэтмен не стал его клеймить и многие обзорщики говорили, что это было сделано специально, чтобы Лютора не убили в тюрьме, так как он единственный, кто знает о готовящемся вторжении Дарксайда. Но у меня вопрос - ведь убийства оклейменных бэтменом преступников это дело рук самого Лютора, так что такой аргумент - не повод посчитать, что он решил сохранить ему жизнь. Тогда смысл сцены с клеймом от меня ускользнул, если у вас есть идеи - напишите их в комментариях.
Ну и как я обещал в начале этого видео - после такого детального анализа дополнительных сцен вы уже догадались как изменилось мое мнение о картине. Я итак был доволен фильмом на 80% и поставил ему 8 из 10, но теперь, когда некоторые сюжетные дыры закрыты и вопросы мотивации исчезли я готов добавить ему 1 балл и моя оценка расширенной версии БПС - 9/10.
Видение Зака Снайдера восхитительно, он умело перенес стиль графического романа на экран добавив в повествования гораздо больше красок и эмоций, чем в первоначальном варианте театральной версии.
Пересматривая этот фильм раз за разом я понял, что проблема Зака Снайдера, как заметил один зарубежный репортер - в том, что он переоценивает зрителя.
Не забудь подписаться на Cut the Crap и наш паблик ВКонтакте.