В этом году успели выйти две большие экранизации знаменитых романов: Фрэнка Герберта и Михаила Булгакова. Хотя их нельзя сравнивать на прямую, по сути, они говорят об одном и том же. И у адаптации Михаила Локшина получилось в чем-то лучше.
«Мастер и Маргарита» – однозначно, одним из самых ярких событий российской киноиндустрии за последнее время. Этот фильм вызвал множество споров и дискуссий не просто так, поскольку его глубина и посыл смогли пробудить эмоции (не только положительные) у аудитории.
Локшин сумел передать атмосферу мистического мира Булгакова, в котором переплетаются реальность и фантастика, любовь и ненависть, добро и зло. Режиссер использует интересные приемы, среди которых потрясающие улицы альтернативной Москвы. При этом узнаются знакомые районы, отчего происходящее в кадре кажется немного жутким и в то же время теплым.
У картины получилось быть актуальной, говоря не просто о цензуре и отсутствии свободы слова. Рассказывая о сложностях, с которыми сталкивается писатель при режиме, фильм показывает, как многие обречены «писать в стол», не имея возможности пойти против партии.
Но что самое замечательное в «Мастере и Маргарите», так это то, что адаптация (почти) полностью передает задумку оригинала. В отличии от «Дюны: Часть 2», это законченное произведение, не требующее чего-то большего. При этом обе работы вполне понятны без знания первоисточника, хотя экранизация Булгакова в каком-то смысле сложнее для восприятия, так как весь хронометраж показывает разные временные отрезки и даже эпохи.
Чем история Воланда очевидно круче трансформации Пола Атрейдеса в мессию, она не просаживается по динамике. В картине Локшина постоянно что-то происходит, а нелинейность играет только на руку темпу, хотя и местами может запутать зрителей.
Интересно, что оба фильма обладают крутой визуальной составляющей и спецэффектами. Конечно, сиквел «Дюны» выглядет побогаче, но у «Мастера и Маргариты» получается лучше погрузить в антураж вечно строящейся Москвы.
Конечно, сравнивать две адаптации напрямую странно. Тем более, что картины сняты в разных жанрах и разными подходами: тогда как «Дюна» пытается быть безмолвной, в «Мастере и Маргарите» редко когда наступает тишина.
[8/10]