«У нас есть большие амбиции по созданию большой вселенной вокруг Человека-паука». Эти слова произнес бывший глава Sony Pictures Entertainment Майкл Линтон после встречи с инвесторами в ноябре 2013 года. Через полгода «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» (Amazing Spider-Man 2) забил гвоздь в гроб киновселенной.
Фильмы «Человек-паук» с Эндрю Гарфилдом остаются необычной главой в истории индустрии. Есть те, кто обожает Гарфилда как героя Marvel. Есть много других, кто не может пройти мимо запутанного направления, в котором шла вся франшиза. Каковы бы ни были ваши чувства, сейчас так же верно, как и десять лет назад, что сиквел стал жертвой более крупных корпоративных амбиций, кинокомиксы достиги своего апогея. Sony хотели большего, и Спайди мог им это дать. Простого успеха уже было недостаточно, чтобы насытиться.
Начиная с «Человека-паука» 2002 года, снятого Сэмом Рэйми, Sony Pictures полагались на эту франшизу как на якорь, помогающий добиться больших кассовых сборов. Ситуация изменилась, когда «Человек-паук 4» Рэйми развалился, несмотря на то, что продвинулся довольно далеко в производстве. Поэтому студия решила сделать перезагрузку, чтобы поезд не останавливался, выбрав многообещающего Гарфилда на роль нового Питера Паркера в ленте Марка Уэбба, который тогда был известен по драме «500 дней лета».
Фильм имел успех (хотя и меньший, чем фильмы Рэйми), собрав по всему миру 758 миллионов долларов при колоссальном бюджете в 210 миллионов долларов. Sony поспешили привлечь сценариста Джеймса Вандербильта («Зодиак») к работе над продолжением еще до того, как первая лента с Гарфилдом появилась в кинотеатрах в 2012 году. Студия не хотела ждать еще пять лет. Роберто Орси и Алекс Куртцман («Звездный путь») были приглашены переписать сценарий, что было признаком того, что за кулисами что-то пошло не по плану. В разговоре с Collider в 2012 году Уэбб попытался объяснить свой подход к новой вселенной Человека-паука:
Я хотел создать вселенную, которая работает сама по себе в рамках одного фильма, но я хотел создать вселенную, которая не только сможет поддерживать, но и предвидеть будущие сюжетные линии. Подобные фильмы, как правило, имеют продолжения, [хотя] в конечном итоге зрители скажут нам, хотят ли они большего. Но я подумал, что было бы интересно предвидеть будущее и подумать о предысториях и о том, как мы можем превратить их в продолжающуюся историю.
Оглядываясь назад, это звучит как очень многословный способ сказать, что Sony планировали гораздо больше, чем «Новый Человек-Паук 2», – просто эти планы еще не были полностью проработаны. С этой целью студия объявила даты выхода «Нового Человека-паука 3» и «Нового Человека-паука 4» в июне 2013 года. Они были невероятно оптимистичны в отношении перспектив этой франшизы.
Sony хотели, чтобы Человек-паук был чем-то большим, чем просто Человек-паук
Прежде чем что-либо из этого могло произойти, Уэббу нужно было сделать продолжение. Поезд должен был продолжать движение. Помимо Гарфилда, Эмма Стоун должна была вернуться к роли Гвен Стейси. В продолжении также были представлены новые злодеи, в том числе Джейми Фокс в роли Электро, Дэйн ДеХаан в роли Гарри Осборна, Пол Джаматти (кратко) в роли Рино и даже Фелисити Джонс в роли Фелисии Харди, также известной как Черная кошка. И снова на доску было выложено множество фигур, которые можно было бы использовать в будущем.
Сюжет фильма извилист: Электро выступает в роли главного злодея, а Гарри Осборн становится Зеленым гоблином в третьем акте. Было явное намерение создать запланированный спин-офф «Зловещая шестерка» от режиссера Дрю Годдарда, который Sony разрабатывали годами, прежде чем в конечном итоге отменили. В сиквеле адаптированы некоторые известные сюжетные арки комиксов Marvel, среди которых смерть Гвен Стейси. И да, они действительно убили Гвен во втором фильме.
Киновселенная Marvel от Disney добивалась невероятного успеха в то время
«Мстители» заработали более 1,5 миллиарда долларов в 2012 году. «Железный человек 3» собрал 1,2 миллиарда долларов в 2013 году. Было ощущение, что Sony нужна кинематографическая вселенная, но все, что у них было, – это Человек-паук и его злодеи. В феврале 2014 года, за несколько месяцев до выхода кинокомикса, продюсер франшизы Эми Паскаль намекнула на гораздо более масштабные планы Sony:
Мы расширяем вселенную Человека-паука до «Зловещей шестерки» и «Венома», так что фильмы о Человеке-пауке будут выходить каждый год.
Справедливо это или нет, но фильму Уэбба пришлось взять на себя бремя того, что он стал в каком-то смысле большей стартовой площадкой для кинематографической вселенной. Это была не верная ставка со стороны студии.
Финансовый путь «Нового Человека-паука 2»
«Новый Человек-паук 2» вышел в кинотеатрах 1 мая 2014 года, положив начало летнему киносезону. Он вышел на рынок с огромной продолжительностью в 141 минуту и неоднозначными отзывами. Как бы то ни было, Спайди по-прежнему оставался, пожалуй, самым популярным супергероем на планете, а фильмы о супергероях в то время отлично собирали. Смешанная реакция критиков и запутанная история, в которой пытались сделать слишком много, не имели особого значения с точки зрения кассовых сборов.
Второй фильм Уэбба собрал в США на старте 91,7 миллиона долларов, что намного выше, чем предыдущий, который двумя годами ранее дебютировал всего с 62 миллионами долларов. Sony имели преимущество отсутствия прямой конкуренции на той неделе, но, к сожалению, отзывы были смешанными, поэтому во второй уик-энд сборы обвалились на 61% до 35,5 миллиона долларов. Позже вышла первая «Годзилла», которая «уничтожила» кинокомикс.
В итоге «Новый Человек-паук 2» собрал в США всего 202,8 миллиона долларов, что намного меньше, чем первый фильм (262 миллиона долларов). Хорошей новостью является то, что Человек-паук по-прежнему пользовался бешеной популярностью за рубежом, поэтому блокбастер заработал 506,1 миллиона долларов в остальных странах, а итоговые сборы составили 708,9 миллиона долларов. Даже при бюджете в 200 миллионов долларов это была победа студии. По крайней мере, так казалось, ведь Sony рассчитывали собрать порядка 1 миллиарда долларов, глядя на успехи MCU и «Мстителей».
Удивительные последствия «Нового Человека-паука 2»
В 2014 году вышло сразу несколько успешных кинокомиксов: «Первый мститель: Другая война» (714,4 миллиона долларов), «Люди Икс: Дни минувшего будущего» (746 миллионов долларов) и «Стражи галактики» (772,7 миллиона долларов). Неожиданный успех ленты Джеймса Ганна, в частности, говорил о том, насколько популярными были проекты Marvel Studios.
Ситуация у Sony ухудшилась в ноябре 2014 года, когда компания пострадала от печально известного массового взлома электронной почты, в результате которого общественности стали известны планы на будущее. В этих сообщениях содержалось немало разговоров о планах франшизы «Человек-паук», в которую входила анимационная комедия от продюсеров Фила Лорда и Криса Миллера, которая в конечном итоге стала «Человеком-пауком: Через вселенные».
Слив показал, насколько большую ставу Sony делали на Человека-паука. Помимо фильма «Зловещая шестерка», шли разговоры о женском спин-оффе. Последняя идея в итоге была реализована в виде провалившейся ленты «Мадам Паутина». Самое удивительное, что ходили даже слухи о каком-то сольном проекте тети Мэй.
Sony хотели, чтобы эта франшиза стала полноценной киновселенной, но они просто не знали, как этого добиться. Такие фильмы, как «Веном» 2018 года, в конечном итоге появились, и да, этот фильм имел огромный успех, собрав 856 миллионов долларов по миру, несмотря на противоречивые отзывы. Но это была едва ли не единственная часть планов студии касательно адаптаций Marvel.
Вместо этого Человек-паук присоединился к MCU
Негативная реакция на некоторые из этих планов после того, как они были обнародованы, в сочетании с тем фактом, что «Новый Человек-паук 2» заработал меньше, чем предшественник, заставили Sony пересмотреть планы. Начали ходить слухи о том, что выход «Нового Человека-паука 3» будет отложен. Оказывается, происходило нечто гораздо большее.
Глава Marvel Studios Кевин Файги встретился с Эми Паскаль, чтобы обсудить Человека-паука. После первой встречи, на которой Паскаль бросила в Файги сэндвичем, они снова встретились для гораздо более продуктивного разговора. Вот как Паскаль описала его в интервью 2021 года:
Кевин позвонил мне, подъехал к моему дому и сказал: «У меня есть идея. Что, если Тони Старк сделает костюм Питера?» И как только он это сказал, я поняла возможности того, что мы могли бы сделать вместе: иметь Железного человека и Спайди в одном мире.
9 февраля 2015 года было подтверждено, что Marvel Studios заключили партнерское соглашение с Sony, а Питер Паркер собирается присоединиться к MCU. Это означало, что Эндрю Гарфилд покидает роль, на которую взяли Тома Холланда. Франшиза снова будет перезагружена, но на этот раз в рамках хорошо работающей машины, которая позволит Пауку дружить с Мстителями в кино.
Очевидно, это сработало невероятно хорошо. Трилогия «Человек-паук» с Холландом собрала в прокате более 3,9 миллиарда долларов. «Человек-паук: Нет пути домой» и вовсе позволил Гарфилду еще раз надеть супергеройский костюм. Несмотря на то, что Sony пришлось разделить часть прибыли с Disney, впервые за долгое время дела шли хорошо.
Уроки, извлеченные из «Нового Человека-паука 2»
Sony по-прежнему контролируют франшизу «Человек-паук» и до сих пор пытаются извлечь из нее максимальную выгоду. Помимо катастрофы «Мадам Паутина», в 2022 году они выпустили провального «Морбиуса». В этом году также выйдут «Веном 3» (октябрь) и «Крэйвен-Охотник» (декабрь). К лучшему или худшему, студия по-прежнему считает, что персонажи Б-уровня, слабо связанные с Человеком-пауком, могут оправдать выпуск фильмов, даже если в них нет Человека-паука.
«Новый Человек-паук 2» страдал от слишком большого количества злодеев и недостатка фокуса, тех же проблем, которые преследовали «Человека-паука 3» Рэйми. Совершенно странно, что блокбастеру, заработавшему более 700 миллионов долларов в прокате, удалось уничтожить франшизу. Тем не менее, это говорит о золотой лихорадке супергероев, которая происходила в то время.
Ту же учесть постигла киновселенную DC, так как Warner Bros. позволили Заку Снайдеру пойти ва-банк в «Лиге справедливости» еще до того, как «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» даже вышел в кинотеатрах. Это же убило Темную Вселенную Universal, в рамках которой вышла лишь «Мумия» с Томом Крузом в главной роли.
Поскольку фильмы о супергероях, похоже, теряют популярность у широкой публики (или, по крайней мере, им больше не гарантированы успехи, как в 2014 году), студии явно должны пересмотреть подход к ним. Кажется, Disney уже поняли это с киновселенной Marvel, уменьшив количество производимых проектов.