Василий Забубенский — игровой обозреватель, вступивший на этот путь ещё в 2010 году. Ныне Василия можно назвать одним из старейших активных обозревателей видеоигр.
И сегодня мы решили взять у него интервью, поговорить о том как изменился геймдев за 10 лет, о новых играх и многом другом. Не обошли стороной и тему стримов. Обо всём ниже.
1. Вася, ты стал обозревателем игр ещё в 2010 году. Помню, в то время многие школьники мечтали стать игровыми обозревателями. А теперь многие ушли из этой сферы, популярность направления уже не та. На твой взгляд, с чем это связано?
Да, как же давно это было и что самое забавное - я ведь и сам был вчерашним школьником, когда начал - мне было всего 17! В то время, где-то за год до меня, хайпанул Мэддисон, почти сразу сделав модным незатейливые видео по играм, разбавленные шутками ниже пояса. Он высмеивал игры, но я пошел по другому пути и стал делать справедливые обзоры с аналитикой, где шутки были скорее на втором плане. Это все было в новинку, особенно для русскоязычного коммьюнити, поэтому имело успех.
Обзорщики появлялись как грибы в лесу после дождя. У кого-то получалось заиметь собственную аудиторию, благодаря оригинальному подходу и самобытности, но большинство просто старались быть как Мэддисон, как Зулин, даже как Забубенский и терпели неудачу.
Мода на это начала проходить с появлением летсплеев, стримов и других форматов, которые не требуют от создателя больших усилий. Можно генерировать такой контент почти каждый день, собирая аудиторию за счет количества, а не качества. Многие олдфаги и сторонники старой школы обзоров разочаровались и просто ушли, кто-то начал стримить для своих фанатов, кто-то вообще канул в лету.
Делать игровой контент с написанием сценария, какой-то концепцией - гораздо более трудоемкий процесс, он не окупается в большинстве случаев, хотя есть замечательные исключения и жанр обзоров не мертв, просто он теперь скорей на более возрастную и узкую аудиторию.
2. Продолжая первый вопрос. Стримеры переживают свои лучшие времена. Те, кто смог себя раскрутить, могут за один стрим получить с донатов среднюю зарплату по России. Ты также проводишь стримы, люди донатят. На твой взгляд, есть ли смысл сейчас новичку иди в стримеры? И какие советы ты можешь дать?
Я как раз об этом и начал говорить, отвечая на прошлый вопрос. Если есть преданная публика, готовая приходить посмотреть на тебя в прямом эфире и поддержать рублем - ты точно не пропадешь. Прямо как я.
Новички-стримеры появляются постоянно и какой-то пусть и маленький процент из них умудряются заработать подписчиков и выбиться среди кучи других людей.
Если более-менее грамотно поставлена речь, есть скилл в какой-то игре и много свободного времени - всегда есть смысл попробовать себя на этом поприще, не смотря на огромную конкуренцию.
3. Иногда в свои обзоры ты добавляешь скетчи. Уникальный приём для обозревателя, необязательно игрового. Чего стоит твой скетч в обзоре на Watch_Dogs 2. Почему ты их вообще делаешь? Как так получилось, что это стало неотъемлемой частью Забубенского?
Я один из первых кто начал использовать этот прием. Получилось хорошо и мой обзор на Lost Via Domus (кто-то вообще еще помнит эту игру?) стал очень популярным в 2010 году именно благодаря скетчам.
К сожалению, это осложняет работу: тут нужны идеи, сценарий, чтоб все это смотрелось органично и к месту, поэтому в каждом обзоре это делать не получается, но вскоре планирую к ним вернуться.
По моим наблюдениям видео со скетчами собирают гораздо больше просмотров и откликов от зрителей. Люди растаскивали на цитаты мои фразы из скетчей, вырезали эти моменты, поэтому это и стало моей фишкой (смеётся).
4. Поговорим об играх. Ещё весной 2019 ты говорил что Cyberpunk 2077 перенесут. И вот это случилось. Что ты думаешь об этом проекте? Может быть слишком много людей возлагает на игру неоправданные надежды?
Проект очень рискованный, поэтому, возможно, хотят его отполировать что-ли. Провал Cyberpunk 2077 будет тяжелейшим ударом по CD Projekt Red, они сейчас рискуют всем и перенос оправдан, я уверен.
Если массовая аудитория поймет и оценит игру - мода на качественный киберпанк и вообще sci-fi в целом может возрасти и это будет замечательно. Игра очень ожидаема и если она окажется просто "неплохой" - это будет провалом CD Projekt. Остается только ждать и верить, что поляки справятся. Ожидания в любом случае уже завышены по их же вине и с этим ничего не поделать.
5. В этом году будет релиз новой игры франшизы Assassin's Creed. Прошлую Odyssey приняли совсем уж неоднозначно. А как тебе "Одиссея"? Да и вообще всё то что случилось с серией за последние годы?
Серия испытывает не лучшие времена на мой взгляд. Репутация у сериала теперь очень сомнительная из-за кучи спорных решений Юбисофт, которые пытаются усидеть на двух стульях: угодить и фанатам и привлечь новую аудиторию, играя на одном поле с РПГ, а получается такое себе.
Я не ярый фанат серии, поэтому от Odyssey получил удовольствие: она красивая, большая и затягивает, хоть и использует при этом порой очень примитивные и однообразные механики. Всё это конечно сильно приелось, нужно взять перерыв и освежить концепцию, от "Ассасина", кажется, уже устали просто все.
6. Вновь к ожиданиям. Последний сингловый The Elder Scrolls вышел ещё в 2011 году. А Bethesda хоть и анонсировали разработку, но новостей всё нет и нет. Что стоит ожидать от Bethesda? Их последние проекты всё меньше и меньше внушают доверия, как мне кажется.
Bethesda и в частности Тодд Говард стали мемом, но если во времена Скайрима это был мем в положительных оттенках, то после Fallout 76 студия подверглась яростному хейту. Fallout 4, кстати, тоже неоднозначно приняли, хоть это и не провал по всем фронтам.
Я думаю в Bethesda сидят адекватные люди, которые могут учиться на ошибках и с новой The Elder Scrolls они не ударят в грязь лицом. Просто не имеют права! (смеётся). Давайте забудем про Fallout 76, будем считать его неудачным экспериментом.
Вспомните лучше Skyrim. В него до сих пор активно играют. Культовая игра без преувеличения, как бы кто к ней не относился. Заслуг у "Беседки" гораздо больше, чем промашек. Так что спокойствие! (смеётся)
7. И ещё немного про Ubisoft с их детищами. Ghost Recon Breakpoint стала таким громким провалом, что Ubisoft заявили о якобы пересмотре своей модели создания и позиционирования игр на рынке. Ты веришь в это?
У них больше нет выбора. Игроки натерпелись. Иначе студия просто пойдет на дно вместе с такими вот играми типа Breakpoint. Дадим Ubisoft последний шанс!
8. Какие игры на твой взгляд самые переоценённые за последние десять лет? И почему?
Я не понимаю культа жанра Battle Royale, мне скучно в это играть, а люди там часами пропадают.
Еще недоумеваю почему такие высокие оценки у souls-like игр. Не получается раскусить прелесть Bloodborne или Секиро. Это, извините, дроч*во какое-то, абсолютно бессмысленное.
Но это все субъективно, просто не моё наверное.
9. Какие игры на твой взгляд самые НЕдооценённые за последние десять лет? И почему?
Люди часто недооценивают игры типа Detroit: Become Human, Until Dawn.
Для них это примитивное "кинцо", но никто не хочет разглядеть реиграбельность таких игр, актерскую игру, сюжет и кучу трудов, вложенных в подобные проекты, которые с горем пополам окупаются.
Я такое "кинцо" на одном дыхании прохожу и мне обидно, что многие предпочитают погонять в какую-нибудь очередную Overwatch, нежели уделить время подобным шедеврам.
И вот вспомним Red Dead Redemption 2. Даже её недооценили в момент выхода. Мол она скучная и медленная, но это уже отдельная история и вопрос предпочтений.
10. Поговорим о консолях. У PS4 существует три вариации. У Xbox One также три. А ведь раньше выходила одна версия консоли, которая служила стабильно годами. Судя по анонсам приставок новейшего поколения, Sony и Microsoft сразу выпустят по две вариации. К чему это ведёт, справедливо ли это?
Все это говорит о том, что людям нужен выбор, наверное. Кому будет хуже, если на прилавках будет две версии консоли: одна подешевле, но просто чуть менее производительная, а другая дороже, но уже для самых искушенных игроков, которые гонятся за производительностью? Удобство.
11. Что выберешь - PlayStation или Xbox?
Однозначно, PS. Эксклюзивы здесь играют решающую роль (смеётся)
12. Несмотря на то, что у тебя есть консоль, ты также играешь за ПК. Какую сборку ты бы назвал оптимальной? В плане бюджетности и качества.
На текущий момент (февраль 2020) это примерно такие характеристики: RTX 2070, Ryzen 5 3600, 16 гб DDR4. Дальше уже дороже, конечно.
13. О самом лучшем напоследок. Red Dead Redemption 2 — давай о ней. Почему на твой взгляд она не стала игрой года, уступив God Of War?
GoW - вылизанный одиночный блокбастер с концентрированным сюжетом и динамичным геймплеем. Тут некогда скучать, игру можно пройти запоем за пару-тройку долгих вечеров. Эдакий Last of Us 2018 года.
RDR2 - игра тягучая, недружелюбная к новичкам, такая "вещь в себе", требует особенного подхода, проще говоря - не для всех. Слишком большая и навороченная, перегруженная, чересчур взрослая. Вот и получилось что получилось.
14. Какие грядущие игры 2020 года ты бы назвал потенциальными хитами или провалом?
Это гадание на кофейной гуще, но тут же очевидно, что хитами должны стать Resident Evil 3, Last of Us 2, Cyberpunk 2077, Dying Light 2.
Любая из этих игр так же может и не оправдать ожиданий, но потенциальным фейлом я бы назвал Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2, не уверен в ней вообще. Неоднозначно всё и с Half-Life: Alyx (как до этого Valve дошли, ума не приложу) и Ghost of Tsushima.
15. Ты ведь знаешь лаунчер Epic Games Store. Какое у тебя отношение к нему? Расскажи подробно.
Строго субъективно! (смеётся) Он неудобный, малофункциональный и пока выезжает только за счет того, что "эпики" платят разработчикам большие деньги за эксклюзивность и порой раздают неплохие игры абсолютно бесплатно. Время покажет долго ли с такой политикой они смогут конкурировать с тем же вездесущим "стимом", но пока аудиторию удается привлечь (смеётся).
В целом, я нейтрально отношусь к Epic Games Store, мне от него ни жарко - ни холодно.
16. Что ж, Вась. Спасибо тебе за интервью. Желаем тебе творческих успехов и результатов. И не тяни с обзорами!
Конечно. Это было замечательно. Благодарю!
P.S. Если вам понравился такой формат интервью, то поддержите комментарием ниже. Возможно, в будущем такого контента будет больше.