Одна из ведущих актрис Центра драматургии и режиссуры Анастасия Сычёва рассказала, как попала в Москву, как встретилась с Владимиром Панковым и его SounDrama, о сложных ролях, дорогих проектах и многом другом.
Спектакль «Кеды», фотограф Олеся Хороших
– Анастасия, ваш переезд из Тюмени в Москву в 2003 году связан с мюзиклом «Метро». Расскажите, пожалуйста, как вы в него попали?
– В Тюмени живёт мой учитель, он меня заметил, воспитал и привил мне вкус к музыке, – это Василий Николаевич Пустыльников. Потом он передал меня в руки другому мастеру – Марине Владимировне Жабровец, у которой я училась на режиссёрско-актёрском факультете. Два этих человека очень сильно повлияли на мою судьбу.
Именно Пустыльников мне как-то сказал: «Настя, ты должна ехать в Москву!». Тогда шумел мюзикл «Метро». Это было грандиозное событие для России, настоящий музыкально-театральный прорыв. Василий Николаевич созвонился с организаторами, и мы поехали к ним на прослушивание на дубль главной героини, и я прошла кастинг. Когда я увидела спектакль, меня просто пригвоздило к креслу, так меня это впечатлило. Я ещё училась в институте, поэтому ездила на «блоки» каждые две недели, когда мюзикл играли в Москве. Меня потихоньку выпускали на сцену: сначала побегать в массовке, потом давали маленький эпизод, потом я учила партии главной героини. Когда я закончила учёбу, переехала в столицу, но мюзикл закрылся.
Я решила поискать то, чем я хочу заниматься. Я для себя определила, что ищу свою «планету» и людей, которые на ней живут.
Я смотрела спектакли, ходила на кастинги, были какие-то халтурки. Однажды в Москву на один из театральных фестивалей приехала мой мастер Марина Владимировна. Она знала о моих поисках, и внезапно позвонила мне и говорит: «Настя, ты должна увидеть один спектакль. Я посмотрела его на фестивале, и поняла, что это твоё. Я достала номер телефона этого режиссёра. Его зовут Владимир Панков. Я не знаю, как ты ему будешь звонить и что делать, но вот тебе номер». У меня до сих пор хранится свёрнутая бумажка с номером телефона Панкова. Речь шла о спектакле «Красной ниткой» по пьесе Александра Железцова. Я нашла, где он идёт, посмотрела, вышла потрясённая. Я поняла, что хочу делать то, что делают эти люди на сцене.
Я дождалась следующего спектакля и решила встретиться с Панковым. Это была зима, жуткий холод. Спектакль закончился, я ждала его около театра. Все люди вышли, Панкова всё не было. Я так боялась, что пропустила его в толпе. И, наконец, он появился, прикурил сигарету, посмотрел на меня и спросил: «Вы меня ждёте?». Я ему сказала, что хочу делать то, что он делает. Он сначала ответил, что он не работодатель, потом подумал, что я хочу прослушиваться и куда-то поступать, но я объяснила, что уже отучилась. Потом он решил просто дать мне свой номер телефона, чтоб созвониться и пообщаться, и был очень удивлён тем, что его телефон у меня есть. С тех пор я начала ему звонить и напоминать о себе. Где-то через три месяца он позвонил мне сам, попросил приехать, поставил фонограмму, предложил поимпровизировать. После этого мы начали записывать музыку для разных сериалов, фильмов и спектаклей. И вскоре мы стали делать «Гоголь. Вечера» Часть I. С тех пор началась новая жизнь.
Спектакль «Старый дом», фотограф Олеся Хороших
– Какой проект студии SounDramaвам особенно дорог?
– «Гоголь. Вечера» Часть I. Это как первая любовь. Как первое чувство, к которому ты всё время возвращаешься, чтоб не потеряться и не сбиться с пути. К тому же это Гоголь, необъяснимый , мистический, которого можно только чувствовать.
– У вас бывало такое, что роль была очень сложной, никак не давалась?
– Да. Это был русско-французский спектакль «Синдром Орфея» по Маяковскому и Жану Кокто со скрещенной, очень сложной драматургией. Я играла аллегорию Жана Кокто и Аглаоники из «Орфея и Эвридики». Это была двуполая роль. Ещё до этого в «Ромео и Джульетте» я играла Бенволио. (У Панкова был замысел, что клан Джульетты – азиаты, а клан Ромео – европейцы, а Бенволио вообще девочка, которая для всех мальчик (или мальчик, внутри которого живёт вечная девочка), и она влюблена в своего друга Ромео). Но в «Синдроме Орфея» роль была уже на более взрослом уровне. То есть не пацанка, а женщина с мужским нутром. И никак мне не давалось поначалу, но потом всё сложилось, благодаря Панкову, конечно же. У него никогда не бывает простой драматургии. На его спектакли развлекаться не ходят, на них нужно думать.
– У вас есть мечта сыграть какую-то определённую роль?
– Да. У меня есть давняя мечта сыграть Бланш Дюбуа в «Трамвае «Желание». Хочется открыть в себе такую Бланш, которую ещё никто не открывал. Но до неё ещё нужно дорасти.
Вообще у меня всё так складывается, что я играю роли, о которых даже не мечтала.
Например, я подумать не могла, что когда-то буду читать со сцены Цветаеву или играть в «Гоголе». У меня даже никогда не было мечты сыграть Джульетту, но Панков предложил мне роль Бенволио. Это тоже Джульетта, но на уровень выше. Я нашла человека, который создаёт театр, который больше, чем просто театр. Там тысяча жанров, он ими жонглирует как хочет, создаёт свой жанр SounDrama. Володя сам гениальный актёр, и я мечтаю увидеть его в главной роли в каком-нибудь фильме или спектакле. Мне повезло, я вместе с ним играла на сцене в «Молодце», это было потрясающе.
Спектакль «Москва – открытый город. Переход», фотограф Олеся Хороших
Мы уже два года в Центре драматургии и режиссуры. Вова стал там худруком и привел нас с собой. Сначала было непросто с артистами, которые там уже работали, найти сценический контакт. Они не привыкли к такому синтезу музыки, драмы, хореографии. Мы очень осторожно другу к другу притирались, бережно. И в спектакле «Москва – открытый город. Переход» из нас образовалась чудесная команда. Это так классно, когда люди понимают твой язык. Потрясающе, когда ты видишь артиста и как на протяжении репетиций он растет. Самое классное в команде – когда ты учишься у своих партнёров и видишь, как они преодолевают сложности, а потом вытягивают и тебя.
Спектакль «Старый дом», фотограф Олеся Хороших
Недавно «МК» сделал нам подарок. Они отметили своей премией наш «Старый дом» в номинации «Лучший спектакль», Елена Алексеевна Яковлева получила приз за лучшую женскую роль. А я с Лёшей Лысенко получили призы за роль второго плана в постановке «Кеды». Но я бы ещё сделала номинацию за эпизод. Потому что у Панкова нет маленьких артистов и нет маленьких ролей, у него все завязаны друг на друге, все равноценны. У него в каждом спектакле есть эпизоды, где артист три минуты играет и просто взрывает зал. Это мечта – сыграть в таком эпизоде.
– Бывало ли у вас такое, что вы отказывались от роли по каким-то своим убеждениям?
– Нет, не бывало. Бывало, что отказывала режиссёрам. Но я делала это тактично, поскольку SounDramaдля меня приоритет. Если что-то параллельно идёт и не мешает основному делу, я готова участвовать, но если это пересекается, конечно, я отказываю. Но у Панкова никогда не было такого, чтобы я отказывалась. Я считаю, что это непрофессионально. Если ты доверяешь режиссёру, значит, иди до конца. Даже если сложно, всё равно выйдешь, потому что он выведет, по-другому не может быть. Он - поводырь.
Спектакль «Мама», фотограф Екатерина Стукалова
– А что вы сейчас репетируете?
– Сейчас у нас идут репетиции «Мамы» по пьесе Аси Волошиной. Там играют Елена Алексеевна Яковлева, Людмила Семёновна Гаврилова, Николь Плиева, Майя Бурыгина. Тема спектакля очень щемящая, и визуальная форма будет очень интересной. Я не могу не сказать о Елене Алексеевне. Однажды был момент, когда она не была занята в сцене, просто сидела рядышком, и у нас сломался какой-то проводок или деталь у камеры. А в спектакле «Мама» всё завязано на видео. Мы расстроились, а Елена Алексеевна предложила съездить и купить. Она ничего не понимает в этих проводках, попросила, чтоб ей написали на бумажке, как называется эта вещь, она съездила за ней, нашла, привезла её, и у нас продолжилась репетиция.
Вот во мне давно сидит вопрос о парадоксе «Гений и злодей», то есть может ли злодей быть гением. Я раньше думала, что нет, что гениальны только хорошие люди. Но жизненный опыт показывал обратное.
«Гений», видимо, просто влетает в любого, это аморфное существо.
Но Елена Алексеевна попала под мою прежнюю формулу. Она тому доказательство. Хотя сама себя такой не считает. И это ещё раз только доказывает жизнь её гения. Именно люди с таким чутким, добрым, горячим, живым сердцем – гениальны. У неё такой человеческо-актёрский механизм внутри, какая-то необъяснимая, абсолютная стихия. И Панков такой же, он последнее отдаст, если нужно.
Спектакль «Мама», фотограф Екатерина Стукалова
– Вы очень мало снимаетесь в кино? Что вы думаете о современной ситуации в российском кинематографе?
– Я снималась один-единственный раз, и это был фильм Панкова «Доктор» по мотивам нашего спектакля. Фильм основан на реальных событиях, о докторе, который спасал людей в нечеловеческих условиях и остался при этом человеком. Это была чудесная пора. Мы ездили с этим фильмом по фестивалям, он людям очень нравился, они подходили и говорили «спасибо». Я мечтаю, чтобы Панков снимал. Я знаю, что это будет.
А что я думаю о российском кино? Как актриса, которая хотела бы сниматься, то думаю, этим нужно заниматься. Нужно ходить на кастинги, проходить пробы, знать контакты, быть в курсе, а я этого делать не умею. У меня даже портфолио нет. А вообще я думаю, что всё нормально в кино. Говорят, что кризис, ну и что? Это такой же кризис, как и в театре, как в стране, но всё равно оно живое. Я люблю живые лица на экране, известные или не известные, и если они в меня «попадают», это круто! Последнее из громких премьер, что я смотрела, это «Аритмия» Бориса Хлебникова. Мне очень понравилось.
Звягинцева я очень люблю. Я долго думала, что меня держит в его фильмах. Когда посмотрела «Елену», поняла, что он умеет передать холод и пустоту так, что у тебя самого внутри пусто и при этом жарко. Такая жаркая пустота. Я не знаю, как он это делает.
– Чем вы занимаетесь помимо театра?
– Я плотно связана с музыкой. У нас в SounDrama есть своя концертная программа, и мы иногда делаем концерты. Сейчас, правда, всё реже и реже, потому что всё время на театр уходит. Ещё я пишу песенки, но к этому серьёзно не отношусь. Хотя, возможно, из этого выйдет маленький концерт. параллельно уже семь лет я сотрудничаю с радиостанцией «Европа Плюс». Я «звучу» там в джинглах музыкального эфира, музыкальных заставках.
Анастасия Сычёва занята в спектаклях Центра драматургии и режиссуры:
«Я, Пулеметчик»
«Док.тор»
«Москва – открытый город. Переход»
«Процесс. Сказка»
«Кеды»
«Старый дом»
«Мама»