12 ноября 2024 года в мировой прокат вышел сиквел культового пеплума Ридли Скотта «Гладиатор 2», главные роли в котором исполнили звезда инди-сцены Пол Мескал («Солнце Мое») и Педро Паскаль («Одни из нас»).
Но сегодня мы поговорим о его предшественнике. Оригинальный «Гладиатор» вышел 1 мая 2000 года, собрал 460 млн долларов в бокс-офисе и до сих пор считается одним из лучших не только в своем жанре, но и в кинематографе как таковом.
Но соответствует ли он реальной истории?
А вы там были?
Спойлер – и да, и нет. Сам Ридли Скотт еще на премьере «Последней Дуэли» в 2021 году говорил, что историческая достоверность в своих фильмах его беспокоит мало, а зрителей беспокоить не должна вообще – на первом плане должен быть сюжет фильма, а не его декорации. Этим объясняется и большое количество исторических ляпов в «Гладиаторе», на которые мы сейчас посмотрим.
Сперва разберемся с местом и временем: события «Гладиатора» происходят примерно с 180 по 192 год Н. Э. В Римской империи. Как и в фильме, в реальности в это время престол, после смерти своего отца императора Марка Аврелия, занял его сын Луций Коммод. Он быстро завершил ведущуюся войну с Германскими племенами (именно этим событием открывается фильм) и в течении последующих нескольких лет добился популярности в народе. Но с Коммодом мы еще разберемся.
Вышеупомянутая война, сражением из которой открывается фильм, тоже показана неплохо – это была изматывающая и долгая кампания, которая к началу событий фильма уже заканчивалась. Здесь, кстати, присутствует пара исторических ляпов, созданных для пущей зрелищности: очевидно, что требушеты и стрелометы не используют для сражения в лесу, но это выглядит круто, поэтому они есть в кадре.
В целом эпоха в «Гладиаторе» воссоздана скрупулезно и без сильных нареканий: разве что роль христианства несколько преувеличена: времена еще не те. Но даже маленькие детали, такие как символический деревянный меч у отошедшего от дел гладиатора Проксимо имеют под собой историческую базу.
Однако самый сок скрывается в персонажах.
Второстепенные лица
Марк Аврелий показан как мудрый и уважаемый правитель – и это более-менее соответствует действительности, однако Луций практически на 100% невиновен в смерти своего отца – Аврелий умер от чумы во время похода, и никаких серьезных доказательств обратного нет.
Также упоминается, что он отменил гладиаторские бои – это, конечно, сделано для того, чтобы показать, насколько его сын кровожаден, потому что сразу после смерти отца Коммод снова их разрешил;
В реальности Аврелий не запрещал бои, а сделал их менее кровавыми: заменил мечи на тупое оружие и увеличил меры безопасности. Но Коммод действительно отменил почти все эти изменения после прихода к власти.
Проксимо, гладиатор на пенсии, это собирательный образ нескольких реальных бойцов, которых в разные времена отправляли на покой императоры. Один из них даже действительно открыл собственную гладиаторскую арену.
Люсилла, сестра Луция Коммода, это тоже реальный человек: она была женой видного политика Тиберия Клавдия Помпениана. Но до событий фильма она не дожила: провалив первую попытку убийства своего брата (да, их было несколько) она была отослана на остров Капри, где и умерла.
Ее сын так вообще умер еще до смерти Марка Аврелия.
Максимус, генерал и гладиатор
Наконец, главные лица: Максимус и император Коммод.
Максимус, очевидно, вымышленный персонаж. Это собирательный образ нескольких реальных людей:
- Марк Ноний Макрин, генерал и сенатор. Он занимал высокий пост и имел отличные отношения с Марком Аврелием, к тому же жил примерно в одно время с событиями фильма.
- Луций Квинкций Цинциннат, аскетичный военачальник. Жил скромно и занимался земледелием, несмотря на благородное происхождение. Был дважды избран диктатором в тяжелые времена для империи: в первый раз он за 6 дней отбил нападение племени эквов на римские территории; во второй подавил восстание плебеев. Оба раза возвращался на свою ферму в короткие сроки, показывая пример честности и скромности.
- Спартак, национальный герой, бывший гладиатор, возглавивший восстание рабов.
- Нарцисс, личный раб и спарринг-партнер Императора Коммода, задушивший его после второго неудачного покушения.
Можно с уверенностью сказать, что эти четверо стали для Максимуса базой: здесь благородное происхождение, моральный компас и навыки генерала, статус раба и гладиатора, мотив убийства императора.
Луций Коммод, император и злодей
Образ императора Коммода, в следствии статуса, пострадал больше всех.
Во-первых, он не убивал своего отца и вряд ли имел какие-то байроновские отношения с сестрой; более того, как раз ее он убил, выслав на Капри.
Конечно, он не умер в Колизее. Тем не менее, он действительно был отличным бойцом и провел на арене 735 (!) боев.
Но его никто не вызывал на бой из-за личной мести. Коммод сражался только с рабами и животными, а убили его после неудачного отравления руками собственного раба в самый неожиданный момент – в постели.
Детали политики Коммода в фильме опущены, потому что главная перспектива истории – перспектива Максимуса. В реальности же Коммод натворил много странных вещей.
Первые несколько лет правления император завоевал лояльность народа быстрым завершением экспансии Рима и сосредоточением на внутренних проблемах. Но потом он стал жить развязно, утопая в алкоголе, дешевых женщинах и дорогих подарках, которые истощили государственную казну.
Он был настолько самовлюблен, что переименовал Рим в «Колонию Коммода» (а также подумывал о том, чтобы просто так сжечь кусок города) и назвал своим именем месяц август.
К концу своей недолгой жизни он провозгласил себя перерождением Геракла и истинным сыном Ромула, позировал в шкуре немейского льва и требовал называть себя по имени легендарного героя мифов. При нем процветала коррупция и бедность.
Его убийство было согласовано сенатом, но дважды проваливалось.
После смерти Коммода народ требовал, чтобы его тело было прокатано по городу, привязанное к колеснице, и сброшено в реку; это желание было проигнорировано.
Некоторые исследователи утверждают, что сам по себе Коммод не был злым человеком, но попал в очень сомнительную компанию сенаторов в очень раннем возрасте, что воспитало в нем избалованность, самолюбие и чувство безнаказанности. Использовать такой образ в качестве главного злодея было бы накладно, поэтому сценаристы Логан и Николсон выписали другого Коммода: хитрого и расчетливого ублюдка, который упивается чужими страданиями.
Бонус
В качестве небольшого факта расскажу об еще одной исторической неточности, а скорее даже мифе. Знаменитый жест толпы (и императора), означающий пощаду или убийство поверженного гладиатора – палец вверх или вниз соответственно – никогда не использовался в реальности. По крайней мере, этому нет никаких исторических доказательств, а первое упоминание этого жеста – картина Жана Леона Жерома «Pollice verso», написанная в 1872 году. Вполне возможно, что это был просто красноречивый жест, полный художественной выразительности, но не исторической точности.
Понятно, что все эти изменения в итоге привели нас к отличной драматургии и, как следствие, культовому фильму. Второй «Гладиатор» имеет под собой еще меньше исторической базы, но иногда это не главное. В этом случае уж точно.