После просмотра балетов в МАМТ зрители никогда не уходят разочарованными. Классические постановки всегда доставляют удовольствие, потому что на хороших солистов любоваться можно бесконечно. Однако и зрителям, и труппе необходимо развиваться, поэтому в сезоне 2015/2016 в МАМТ появился проект «Точка пересечения». Благодаря ему молодые хореографы могут ставить небольшие балеты (по 20 минут), труппа – открывать новые грани своего мастерства, а зрители – наслаждаться.
«Дежавю», Эно Печи
Недавно состоялся «Гала-концерт» проекта, где были представлены 6 лучших работ за последние 3 года (их должно было быть 7, но артист Евгений Поклитарь получил во время первой части травму, героически вышел на сцену во второй, чтобы не подвести театр, но «Чай или кофе?» Андрея Кайдановского пришлось всё-таки отменить. Мы желаем Евгению скорейшего выздоровления – прим.ред.). В этот день в театре царила атмосфера настоящего праздника. Зрители ждали любимые композиции с замиранием сердца, а балетная труппа светилась энтузиазмом. Всему залу исполнители подарили незабываемый яркий вечер, а нашей редакции повезло еще больше, потому что артисты согласились ответить на несколько вопросов и рассказать про «Точку» подробнее.
«Песочные часы», Ксения Вист
Редакция благодарит Анну Окуневу, Дениса Дмитриева, Иннокентия Юлдашева и Елену Соломянко за ответы на вопросы, а Леонида Леонтьева – за энтузиазм и помощь в организации всего процесса.
«То, да не то», Эяль Дадон
Проект «Точка пересечения» важен для зрителей по одним причинам, для театра – по другим. Какие же они, эти другие причины? Рассказывают артисты балета:
Мне кажется, он важен не только для театра, но и для развития современной хореографии в России в целом. Важен тем, что и артисты, и зрители узнают новые для себя имена. Хочется побольше интересных хореографов, самобытных, со своим мировоззрением. Если такие проекты не будут устраиваться – заявить о себе самостоятельно крайне сложно!
«Песочные часы», Ксения Вист
1) Любой современный театр должен искать что-то новое, интересное, экспериментальное и вызывающее.
2) Поиск новых хореографов, с которыми в дальнейшем можно сделать большие современные балеты.
3) Популяризация самого театра, привлечение молодёжи и нового зрителя.
«Мы», Диша Чжан
Этот проект даёт возможность раскрыть потенциал и проявить талант начинающим хореографам, артистам позволяет взглянуть на себя иногда с непривычной стороны, а зрителю увидеть новые, интересные постановки и многогранность танца.
Причины того, почему «Точка пересечения» важна для зрителей: даёт возможность первыми заметить хореографические таланты; позволяет увидеть любимых артистов в неожиданных работах; открывает новые горизонты красоты балетного мира. Не будем дальше держать в тайне, какие же балеты были показаны на «Гала».
«Песочные часы», Ксения Вист.
Работа молодого немецкого хореографа Ксении Вист. Короткий глубокомысленный рассказ о жизни человека от юности до преклонных лет. По-немецки сдержанное неспешное повествование отличается четкостью концепции, философским взглядом на истечение времени и бытия. Выразительные образы, лаконичные конструктивные движения танца под музыку Эдина Карамазова и Джон Доуленд в исполнении Стинга. Исполнители: Алексей Любимов, Анна Окунева, Леонид Блинков, Наталья Клейменова, Георги Смилевски-мл, Иннокентий Юлдашев.
«Песочные часы», Ксения Вист
«Мы», Диша Чжан.
Великолепный и неожиданный симбиоз драмы и танца в хореографической постановке китаянки Диша Чжан. Полный юмора рассказ о всех нас с нашими повседневными заботами, суетой, скукой, ссорами, большими и маленькими радостями. Танцевальная зарисовка о красоте жизни и любви во всех ее проявлениях. Национальный колорит в костюмах и движениях с элементами китайского народного танца, плавным мелким скольжением ладоней в соединении с эффектными приемами современной хореографии. Музыка Эстер Офарим, Ян Качмарек, Элизабет Митчелл. Исполнители: Константин Семенов, Анастасия Першенкова, Мария Бек, Денис Дмитриев, Елена Соломянко, Андрей Кириченко.
«Мы», Диша Чжан
Все работы очень разные, некоторые – диаметрально противоположны и в рисунке танца, и в мысли. Хореографы для работы с труппой МАМТ приезжают из разных уголков мира. Мы попросили артистов немного рассказать о рабочем процессе:
Работать с хореографом очень интересно тем, что он может из тебя извлечь и достать то, что ты никогда не делал и не чувствовал, а также найти в этом пластику и гармонию тела. Ты в команде с партнерами и хореографом ищешь новые формы, идеи, эмоции. Я открыл для себя хореографа Эяля Дадона, но прежде всего – мудрого, разностороннего человека с глубоким внутренним миром. Он любую сложную проблему решает очень спокойно и уверенно. Ну и двигается потрясно.
«Мы», Диша Чжан
Интересно принимать участие в создании маленькой истории. Я работал в четырьмя хореографами, все они, безусловно, разные. У каждого свой стиль: контемп, неоклассика, модерн и тд. Их объединяет одно – желание творить, создавать!
«То, да не то», Эяль Дадон
Интересно было примерять на себя мировоззрение других людей. Я работала в двух балетах. Отличие в том, что Ксения Вист была полностью готова и все движения показывала, нам нужно было лишь выучить всё и в паре мест добавить что-то «от себя». С Ольгой Васильевой мы больше работали со своим телом и своей пластикой, она давала нам задания, в ходе которых у нас рождались танцевальные связки, дальше все это миксовалось, корректировалось, и так рождался спектакль.
«То, да не то», Эяль Дадон
«То, да не то», Эяль Дадон.
Фантазийное танцевальное высказывание израильского хореографа Эяля Дадона о духовном и физическом росте индивидуума, его существовании в социуме и способах достижения целей. Жанровый размах музыкального оформления номера от классики до инди-фолка и электронных звуков находится в гармоничном сочетании с танцевальными миниатюрами, похожими то на старинную музыкальную шкатулку, то на сумасшедший дом. В подобной ежедневной совокупности жизненных реалий человек снимает с себя все лишнее, в стремлении к отточенному индивидуальному совершенству. Музыка Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Адачи Томоми, Бон Ивера, а также Эяля Дадона и артистов спектакля. Исполнители: Денис Дмитриев, Эрика Микиртичева, Евгений Поклитарь, Юрий Выборнов, Мария Бек.
«Вариации и квартет», Константин Семенов
«Вариации и квартет», Константин Семенов.
Изящный и завораживающий танцевальный этюд для четверки исполнителей в постановке танцовщика и хореографа, артиста труппы МАМТа Константина Семенова. Самое яркое и точное единение классического балета и современного танца, позволившее каждому танцору показать свои лучшие стороны соло и «тутти» в сопровождении удивительной по красоте струнной музыки барокко. Ломкая грациозность балерин, атлетическая ловкость и отточенность движений танцовщиков рождают на сцене великолепные дуэты и квартет в лучших традициях классики и контемпорари. Музыка И.С. Бах, И.Г. Пизендель, П.И Чайковский. Исполнители: Сергей Мануйлов, Дмитрий Соболевский, Елена Соломянко, Ольга Сизых, Оксана Кардаш.
«Вариации и квартет», Константин Семенов
В работах на «Точке пересечения» соединяются классический и современный танец, артисты лучше узнают своё собственное тело и границы возможного. Кроме этого, проект помогает иначе смотреть на партии в классических балетах:
Ты начинаешь смотреть на своё тело совсем под другим углом, через призму новых пластических знаний. Иногда случаются настоящие инсайты.
«Мы», Диша Чжан
Когда исполняешь разные стили хореографии, почти всегда открываешь в себе что-то новое, и эти открытия могут помочь расширить границы исполнения классического репертуара, придать свободу.
«Жонглируй», Соломон Беррио-Аллен
«Жонглируй», Соломон Беррио-Аллен.
Танцевальные размышления английского хореографа Соломона Беррио-Аллена на философскую тему невозможности внутреннего развития без умения отпускать. Одной из главных составляющих спектакля является свет, рождающий ирреальные образы, поддержанные удивительной, плавной, чарующей хореографией. Колдовское музыкальное сопровождение заставляет исполнителей скользить в контемпорари танце эластично и пластично, словно в невесомости или аквариуме, создавая на сцене призрачный мир иллюзий, за которые нередко держится человек в процессе своего духовного роста. Музыка Оригамибиро, Аарон Мартин, Милтон Насименто, Парт Таймер. Исполнители: Евгений Поклитарь, Юрий Выборнов, Наталья Клишина, Дина Левин, Валерия Муханова.
«Дежавю», Эно Печи
«Дежавю», Эно Печи.
Танцевальный импрессионизм албанского хореографа Эно Печи. Крохотные истории-наблюдения из каждодневности всех, проходящих по жизни. Однажды события возвращаются к человеку маятником «дежавю» и усиленно сигналят о чем-то, что необходимо понять, усвоить, переиграть. Спектакль с выразительной и утилитарной сценографией, живописной и драматичной хореографией на основе встречи балета и современного сценического танца различных направлений. Музыка — Фредерик Шопен, Гордон Эшворт, Gidge, С418. Исполнители: Оксана Кардаш, Сергей Мануйлов, Анастасия Лименько, Евгений Жуков, Елена Соломянко, Иннокентий Юлдашев.
«Жонглируй», Соломон Беррио-Аллен
Вот такие разные – по музыке, хореографии и даже географическому происхождению постановщика балеты можно увидеть на «Точке пересечения». Упускать такую возможность точно нельзя. Вот несколько советов от артистов о том, как же подготовиться зрителю к такому событию:
Быть готовым увидеть что-то новое!
Быть открытыми к новым впечатлениям и эмоциям. Позволить своей фантазии полёт.
«Дежавю», Эно Печи
Стоит снять шоры с глаз, постараться открыться новому, сбросить сетку предубеждений и просто посмотреть на то, как будет отзываться на всю эту визуально-звуковую информацию ваша душа.
«Жонглируй», Соломон Беррио-Аллен
Не ищите в современной хореографии буквального смысла, иногда сами хореографы не могут объяснить идей и задач. Порой балет может вызвать совсем иные мысли и эмоции, которые даже не можешь объяснить. Возможно то, о чем вы ещё никогда не задумывались и не чувствовали.