Не только же себя баловать крутыми спектаклями, правильно? Если есть дети, нужно обязательно ходить с ними на спектакли. Чего только стоят эти горящие глаза, в которых застыл восторг, удивление, радость? Или наоборот – задумчивое лицо, когда в глазах читается, что мир только что перевернулся... Даже если детей нет, походы на детские спектакли еще никому не мешали – пусть ваш внутренний ребёнок ликует! Все мы знаем, что каждый год проходит фестиваль «Золотая маска», на который заядлые театралы отслеживают билеты и совершают на протяжении нескольких месяцев паломничества в театр, чтобы успеть посмотреть как можно больше. Кроме основной программы, «Золотая маска» радует зрителей и «Детским weekendом». Наша редакция, конечно, там побывала (правда, не на всех спектаклях), и мы обязаны поделиться впечатлениями!
«Томми», Александринский театр, Санкт-Петербург, реж. Антон Оконешников
В детстве важно понимать многое, но одно – особенно. Мысль «Плохие вещи случаются с хорошими людьми» лейтмотивом проходит через весь спектакль. С ребёнком важно разговаривать на его языке, поэтому создатели «Томми» обращаются к детям и взрослым с помощью видеотрансляции. То есть, ты в театре, но будто и не совсем здесь – актёры рядом, но за экраном. В начале спектакля дети с огромным интересом, восторгом и волнением оглядываются по сторонам – ведь на сцену вышли просто люди в толстовках, опускается экран и где-то в глубине детской души, наверное, уже родилось осознание того, что сейчас актёры будут разговаривать со зрителями на одном языке. Наверное, каждый в какой-то момент своей жизни отчаивается, потому что друзья предают, проблемы кажутся непреодолимыми, родители не слышат и не понимают. Но есть одна планета, на которой за желание умереть превращают в камень. Об этом и узнаёт главный герой спектакля – мальчик, который оказался прикованным к инвалидному креслу. Он справляется со своими внутренними проблемами и как будто бережно ведёт зрителей за руку к решению их проблем. Отпустить обиды, прогнать плохое настроение, вспомнить о дружбе, любви и счастье – это так важно. «Томми» – очень светлый, искренний, добрый, ироничный спектакль. Он очень простой в том смысле, что вся истина вот она, на поверхности – вспомни, улыбнись и никогда не грусти, кто знает, что ждёт впереди. Но помни – плохие вещи случаются с хорошими людьми.
«Чев-чев», Театр обско-угорских народов «Солнце», Ханты-Мансийск, реж. Анна-Ксения Вишневская
Спектакль на русском и на языке народов ханты по сказкам «Кукушка» и «Птичек с сестричкой» из сборника Еремея Айпина, а также по исследовательским работам материнского фольклора народа ханты Татьяны и Тимофея Молдановых. Название переводится как «Чик-чирик», возрастная категория 0+, однако если ребёнок уже знает птиц, рыб и зверей, он сможет сам поучаствовать в процессе. Три актрисы-рассказчицы в национальных костюмах приглашают зрителей расположиться у очага в уютной юрте, сделанной практически в натуральную величину. Сказки и предания звучат из уст хозяек, а «ожить» им помогают куклы: вокруг юрты летают комары, кукушка, в гости заходит олень. Маленькие зрители набирают воду для птичек под импровизированным дождиком, собирают ягодки-бусинки, участвуют в рыбалке. В общем, скучать не приходится. 40 минут действия пролетают незаметно и познавательно.
«Комната Герды», Театр «Особняк» и Театральная лаборатория Яны Туминой, Санкт-Петербург, реж. Яна Тумина
Завораживающее действие сказки Андерсена запомнится и детям, и взрослым. В волшебной комнате-коробке всё движется, в неё заглядывают говорящие розы и птицы, в ней можно провалиться в проём в стене и неожиданно вынырнуть. Здесь живёт то маленькая Герда, шокированная исчезновением Кая, то беспомощная старушка, задающаяся вопросом: «А был ли вообще Кай?». Внезапно героиня становится разбойницей или бабушкой-финкой, желающей помочь Герде. Иногда она раздваивается и играет одновременно двоих персонажей. Множество воплощений и у самой комнаты: тут и родительский дом Герды, и её автономное жилище, и дворец Снежной Королевы, и случайные места, куда забредает девочка в поисках брата. А сами его поиски похожи на поиски внутри себя. Динамика сменяется медитацией, гнетущая обстановка – весёлой картинкой. Финал отнюдь не сказочный, но философский. Это спектакль, ради которого стоит сгонять в Питер.
«Я озвучиваю мультик», Театр «На Литейном», Санкт-Петербург, реж. АлександраЛовянникова
Обычный летний день питерского школьника Пети задорно и весело озвучивают актёры и зрители. Увлекательный рассказ о повседневных делах сопровождается анимационными картинками, ползущими по заднику сцены, а воспроизведение звуков становится динамичной игрой. В озвучивании мультика участвуют кастрюли, сковородки, молоток, чайник, дрель, падающие вещи и многое другое, а также ладоши, ноги и голоса детей и взрослых в зале. Тут и звонок будильника, и рёв автомобилей, и объявления в громкоговорители, и игра уличных музыкантов… Гремит, свистит, пищит всё то, на что в ежедневной суете мы просто не обращаем внимания. Остаться за пределами процесса невозможно, а насладиться происходящим можно.