Когда смотришь на театр Пушкина с Тверского бульвара, он кажется совсем небольшим. Но когда попадаешь внутрь и окунаешься в его столетнюю историю, проникаешься его величием и величиной.
Здание театра построено в 1779 году после пожара в Бронной слободе. В начале века в нем располагался доходный дом братьев Паршиных. Именно к ним зашел однажды Александр Таиров с предложением открыть в этом месте театр, а они взяли и согласились. Так появился Камерный театр.
Двор дома был превращен в зрительный зал, до сих пор сохранилась историческая планировка второго этажа (анфиладные залы) в отличие от фасада, который много раз перестраивался. Удивительной красоты лепнина на потолке, стены в искусственном мраморе, случайно обнаруженном под слоем краски «советских» времен – всё это добавляет шарма и ощущения заблудившегося во времени зрителя.
Камерному театру Таирова была уготована нелегкая и яркая судьба. В первые послереволюционные годы театр расцвел под покровительством А.Луначарского. Удивительные спектакли Таирова были признаны во всём мире и шли на мировых подмостках с неизменными аншлагами. Но в 1946 году на волне сталинской борьбы с космополитизмом вышел запрет постановок зарубежных пьес, с которыми Таиров всегда предпочитал работать (исключением были лишь «Оптимистическая трагедия» и «Богатыри», чуть не стоившие ему потери театра в 30-е). В 1949 году Камерный театр расформировали, Александр Таиров не смог справиться с трагедией и ненадолго пережил своё любимое место: умер через год после закрытия театра.
Алиса Коонен – жена и муза Таирова, исполнительница всех главных ролей в его спектаклях, только в роли Адрианы Лекуврер выходила на сцену более 700 раз (в музее театра хранятся несколько настоящих сценических костюмов Коонен).
После смерти Таирова она никогда больше не вернулась на сцену театра, носившего с 1950 года имя А.С.Пушкина, но до конца своей жизни Коонен сохраняла память о Камерном театре и его основателе, выступала, читала, рассказывала.
Технически театр никогда не закрывался. После расформирования Камерного театра прошел капитальный ремонт, и практически сразу появился театр им. А.С. Пушкина. Часть труппы Камерного театра продолжила работать в родных стенах. Первым художественным руководителем театра стал Василий Ванин, и практически все постановки были современными, советскими. В год открытия театра состоялась премьера спектакля «Аленький цветочек», который идёт до сих пор, то есть более 60 лет. Многие артисты прошли через этот спектакль: например, Алёнушкой когда-то была Вера Алентова, а Лешего играл Владимир Высоцкий.
В разное время художественными руководителями театра были Василий Ванин (1950—1951), Борис Бабочкин (1952—1953), Иосиф Туманов (1953—1960), Борис Равенских (1960—1970), Борис Толмазов (1971—1978), Алексей Говорухо (1979—1983), Борис Морозов (1983—1988), Юрий Ерёмин (1988—2000), Роман Козак (2001—2010), Евгений Писарев (2010—наст. вр.). Каждый оставил неоспоримый след в истории театра своими яркими спектаклями.
Вернёмся к путешествию по театру. Почему закулисье так манит любого зрителя? Оказываясь там, испытываешь трепет и ощущение чего-то запретного и волшебного. Как будто зашёл в тайное место. Во время путешествия по коридорам от осознания того, как много Великих людей здесь прошло за 100 лет, захватывает дух. Эти стены столько видели: счастья, горя, эмоций, любви. Они переживали и переживают всё вместе с артистами.
Если приходишь в театр на спектакль, то он выглядит торжественно, блистает, гордится своей красотой. А если зайти днём, пока театр отдыхает, можно увидеть его без прикрас, но это будет не менее восхитительное событие, чем посещение спектакля.
Если Вы хотите:
- узнать подробности об истории театра им. А.С. Пушкина,
- узнать (или вспомнить) знаковые имена,
- узнать о самых ярких спектаклях этого театра за последние 100 лет,
- увидеть настоящие костюмы и даже примерить их,
- побывать на сцене,
- побывать под сценой,
- увидеть, как хранятся декорации и, если повезет, увидеть как они монтируются, как собирается то волшебство, которое будет происходить вечером на спектакле,
- увидеть то, что осталось от оркестровой ямы(!),
- узнать, как актёр готовится к спектаклю, и сколько гримёров помогают ему во время спектакля,
ТО! Вам непременно нужно попасть на экскурсию по закулисью!
Театр — прекрасен. И из зрительского зала, и изнутри, где можно наслаждаться и восхищаться тем, как все устроено. И, конечно, самое прекрасное в театре — люди, которые любят свое дело, посвящают себя ему и верят. Честно верят до самого конца.
P.S
Театр Пушкина трепетно хранит историю о Камерном театре. Советуем посмотреть запись спектакля, поставленного к столетию Камерного театра.