23 апреля в подписке ivi состоится первая в истории российского проката кинопремьера онлайн фильма «Спутник».
Это фантастический триллер с Фёдором Бондарчуком, Оксаной Акиньшиной и Петром Фёдоровым расскажет о встрече советского космонавта с инопланетной формой жизни. Трейлер «Спутника» отсылает к «Чужому», и мы решили разобраться, что общего у фильмов с разницей в 40 лет.
Сценаристы «Спутника» и правда выбрали фильм Ридли Скотта одним из источников вдохновения и не скрывают этого. Ну, действительно: два советских космонавта (а дело происходит в 1983 году) возвращаются из длительной экспедиции, и уже в спускаемом аппарате с ними происходит нечто. Что именно – мы не видим, но на Земле выясняется, что один из космонавтов погиб. А второй – главный герой Константин Вешняков – выжил, но почему-то его заперли в научном институте, где пристально изучают психологи и врачи. Поклонники «Чужого», конечно, ждут грудолома. И он не заставит себя ждать.
Но все-таки это не «Чужой», и мы постараемся выделить главные различия этих фильмов. Внимательно, дальше будут спойлеры, но как же без них? В общем, мы предупредили.
Космические дальнобойщики и советский народ
Экипаж корабля Ностромо в «Чужом» – это такие космические работяги, дальнобойщики, которые просто ведут свой буксир с грузом. Они не особенные герои и уж точно не «белая кость» – рассуждают о заработке и нарушают правила техники безопасности. Есть на борту офицер по науке, но и тот в итоге оказывается андроидом. Кстати, тем интереснее было наблюдать, как эти совсем не супергерои поведут себя в ситуации, которая требовала настоящего подвига.
В «Спутнике» главных персонажей три: космонавт Константин Вешняков, ученая-нейрофизиолог Татьяна Климова и офицер Семирадов, руководящий исследованиями. И уж они точно никакие на «работяги» от космоса. Вешняков – герой, настоящий Герой Советского Союза. Татьяна – ученый, пусть не с мировым именем, но погруженная в науку. Семирадов – человек-функция, офицер, легко распоряжающийся чужими жизнями. И в столкновении таких характеров изначально заложено нечто большее, чем просто битва за выживание. Конфликт выходит на уровень противостояния человека и системы.
Поймай меня, если сможешь
«Чужой» был историей космического противостояния с неземной тварью. Вроде бы, получалось, что люди и Ксеноморф столкнулись на некой нейтральной территории и играли в прятки-догонялки. То люди искали Чужого по всему кораблю, то Чужой пытался выкинуть Рипли в открытый космос. Это добавляло интриги, напряжения и вообще – война против Чужого превращалась в игру на опережение. Ведь главное было отыскать друг друга.
В «Спутнике» искать никого не надо. Каждую ночь в известное время инопланетное существо покидало тело космонавта Вешнякова (да-да, инопланетянин стал кем-то вроде паразита) и сидело рядом с ним. Хозяина таинственный пришелец не обижал, но зато не щадил других землян. Отличие от «Чужого» в том, что ловить инопланетянина в «Спутнике» не нужно. До поры до времени он особо и не прятался, более того, Семирадов очень хотел отделить его от Вешнякова и использовать в своих целях. Так что там, где в «Чужом» шли гонки на выживание, в «Спутнике» – война человеческих характеров.
Женщина женщине рознь
Ридли Скотт сделал главной героиней своего фильма офицера безопасности Рипли. Сценарий был написал так, что персонаж мог быть как мужчиной, так и женщиной, на усмотрение режиссера. Скотт решил, что Рипли будет женщиной, чтобы фильм выделялся в общем ряду картин того же жанра. Может быть, поэтому героиня в «Чужом» больше воительница, чем представительница слабого пола. Она привлекательна, даже сексуальна, но все-таки она воин, и с автоматом наперевес выглядит просто бесподобно.
В «Спутнике» в центре внимания тоже женщина – Татьяна Климова. Ученый, практик, явно переживающая о пациентах. В общем, человек, которому не все равно. Сильная, скупая на эмоции, очень решительная, но все-таки совсем не воительница. «Спутник» – это драма, в которой Татьяна не борется с космическим гостем. Гораздо важнее для нее Семирадов, который ради цели жертвует людьми.
Вступить в конфликт
В одном из интервью Ридли Скотт сказал, что «Чужой» – это «старая добрая история о семи людях, запертых в мрачном доме, где они умрут». Конечно, это история очень стильная, даже красивая, напряженная, впечатляющая, но по сути… Главный вопрос всего фильма – удастся ли кому-то из дальнобойщиков выжить в страшном рейсе. И такой простой конфликт нисколько не умаляет достоинств фильма.
В «Спутнике» все сложнее. Там до поры до времени никому не надо заботиться о том, чтобы убежать от пришельца. Своему хозяину он не вредит, содержат его за толстым стеклом, а если он и ест кого-то из людей, так это специальные жертвы, которых скармливает инопланетянину Семирадов. Гораздо страшнее инопланетянина оказываются сами люди, и кино в итоге получается об этом.
На стиле
Оба фильма, и «Чужой», и «Спутник» очень стильные. Но даже это не объединяет их, а, скорее, разводит. В «Чужом» скрупулезно создан совершенно новый мир, мир с нуля. Фантазия художников была безгранична, а уж то, как без компьютерной графики сделан этот мир фантазии потрясает: сколько было отлито форм, раскрашено вручную деталей. Да и Ксеноморф там настоящий. И в итоге зритель поверил, что в космосе все так.
В «Спутнике» космических сцен меньше, и они ограничены интерьером спускаемого аппарата, в котором сидят два космонавта. В остальном художники детально воссоздали антураж советского НИИ и детали быта 80-х. Даже спортивные костюмы точно из того времени. А что касается пришельца, то он, конечно, CGI. И хотя он не такой «харизматичный», как Ксеноморф, но определенную гамму неприятных ощущений вызывает.
В общем, «Спутник» получился больше фильмом не о погоне за инопланетянином, а скорее, о борьбе с системой, об умении остаться человеком и сделать жизненный выбор. Кстати, если сравнивать с Вселенной Ридли Скотта, то «Спутник» может оказаться ближе к «Прометею», чем к «Чужому». Хотя трейлер все-таки напоминает… Но, с другой стороны, и создатели «Чужого» называли свой фильм «Челюстями» в космосе. Так что источники для вдохновения никто не отменял.