Фильмы о путешествиях во времени довольно сложны для восприятия, но когда в фильме раскрываются парадоксы этого явления, запутаться в сложностях сюжета становится еще проще.
Путешествия во времени не могут существовать без парадоксов, как и научно-фантастические фильмы в этом жанре. То, как работает путешествие в каждом отдельном фильме, – это первое, что должен продумать режиссер, чтобы его фильм был последовательным, а зрители не оставались в недоумении. К сожалению, путешествия во времени – тема непростая, и конкретные правила не гарантируют отсутствия парадоксов. Единственное различие между всеми фильмами о путешествиях заключается в том, что одни герои признают наличие парадокса и пытаются что-то с ним сделать, а другие просто игнорируют его существование и идут к своей цели, несмотря ни на что.
Существует довольно много типов временных парадоксов. Например, Bootstrap paradox (Временной парадокс) связан с информацией или объектами, которые, казалось бы, не имеют начальной точки отсчета в своей временной шкале; парадокс предопределения связан с тем, что причиной путешествия во времени является их собственный поступок в прошлом; а темпоральный парадокс связан с действиями человека в прошлом, которые устраняют необходимость путешествовать во времени. Фильмы о путешествиях во времени, от «Интерстеллара» до «Донни Дарко», изобилуют парадоксами, иногда в лучшую сторону, обеспечивая отличный сюжет, а иногда в худшую, запутывая всех, кто пытается вовлечься в историю.
«Интерстеллар»
Фильмы Кристофера Нолана во многом считаются шедеврами научной фантастики, и «Интерстеллар» не стал исключением. Главная загадка фильма – личность призрака – основана на временном парадоксе. В начале фильма книга сама по себе упала с полки, а неожиданная концовка фильма показала, что именно Купер заставил книгу выпасть с помощью другого, неподвластного сегодняшнему человеку, измерения, чтобы отправить своему прошлому «я» сообщение. Однако Купер просто сделал то, что уже видел, и поэтому возникает вопрос, кому пришло в голову отправить сообщение таким образом. Тем не менее, вопреки всему, эта петля времени, изменяющая сознание, отлично сработала.
«Терминатор»
Классическим примером парадокса предопределения является эпический научно-фантастический фильм Джеймса Кэмерона. В фильме «Терминатор» Кайл Риз прибыл из будущего, чтобы помешать Терминатору убить Сару Коннор, мать его коллеги Джона. Сам того не подозревая, Кайл стал отцом Джона, когда у него завязались романтические отношения с Сарой. Если бы Терминатор не был послан убить Сару, а Кайл не последовал за ним, Джон бы не родился, так как его отец не отправился бы в прошлое и не встретил бы свою мать. Парадоксальная концовка фильма была спорной, но картина сумела сделать историю достаточно увлекательной, чтобы не обращать на нее внимания.
«Эффект бабочки»
«Эффект бабочки» – один из самых умопомрачительных фильмов о путешествиях во времени, в том числе и потому, что правила очень конкретны, но при этом не имеют никакого смысла. В фильме довольно много временных парадоксов, но самым большим из них, пожалуй, является кратковременные потери памяти Эвана. Молодой Эван забывал отрывки своей жизни, вызванные путешествиями во времени его взрослой версии. Неясно, как вообще происходили эти провалы в его памяти. Эта сюжетная деталь делает понимание времени в фильме круговым, а не линейным.
«Довод»
Финал фильма «Довод», научно-фантастического произведения Кристофера Нолана, оказался еще более запутанным, чем у предшественника, и не только из-за концепции перевернутой энтропии. Весь сюжет не существовал бы, если бы протагонист не основал таинственную организацию «Довод», которая помогла ему в начале и привела к созданию в будущем. Фильм исследует концепцию, согласно которой будущее и прошлое человека переплетаются и являются частью одной и той же временной петли, причем никто не может сказать, какова была первоначальная причина события. Выживание протагониста в фильме зависело только от самого себя из будущего, который, видимо, знал, что его версия из прошлого когда-то нуждалось в спасении.
«Донни Дарко»
«Донни Дарко» – потрясающая мрачная история с вечным посылом о том, что человек сам определяет свою судьбу. В фильме главный герой отправил двигатель самолета, который убьет его мать и сестру, в прошлое и позволил ему упасть на себя, чтобы предотвратить катастрофу. Однако временная линия создала парадокс, заключающийся в том, что самолет вообще существовал. Если бы будущее отмоталось назад и самолет так и не начал падать, то двигатель не мог бы оказаться в прошлом, чтобы убить Донни в его спальне. Фильм заставляет задуматься, чего не скажешь о более легкомысленных путешествиях во времени.
«12 обезьян»
Постапокалиптическая природа фильма «12 обезьян» окрашивает его детерминированное повествование в мрачные тона, усиливая жуткую атмосферу происходящего. Джеймс Коул в исполнении Брюса Уиллиса отправился в прошлое, чтобы предотвратить вымирание человечества, но все его действия привели к разрушительному вирусному сценарию, который и произошел в итоге. Парадокс предопределенности «12 обезьян» заключался в том, что если бы Коул не внедрил идею вирусной вспышки в прошлое, ее бы вообще не случилось. Отчаянные попытки главного героя остановить апокалипсис исследуют идею о том, что свободы воли не существует и что все в жизни уже предопределено.
«Детонатор»
«Детонатор» – это фильм о путешествиях во времени, в котором существует больше всего правил на эту тему, и, что удивительно, они выполняются с помощью чрезвычайно сложного технологического жаргона. Аарон и Эйб обнаружили, как создать причинно-следственную петлю и использовать ее в своих интересах. К сожалению, их действия привели к целому вороху последствий, и каждая попытка устранить проблему только усугубляла ее. Для того чтобы полностью понять основные концепции и проследить за решениями героев, фильм нужно посмотреть как минимум два-три раза, но он стоит каждой потраченной минуты.