Режиссёрский дебют в полнометражном кино — это всегда испытание на прочность, первая серьёзная проверка таланта и амбиций. Немногим с первой попытки удаётся создать работу, которая не просто привлечёт внимание, но и войдёт в историю кинематографа.
Мы предлагаем взглянуть на такие картины, которые сформировали будущий авторский стиль режиссёра. Рассмотреть те фильмы, что запустили карьеру в будущем именитых мэтров. Критерием отбора стали не только народное признание и культовость фильма, но ещё и значимость фигуры его автора в последствии.
«Безумный Макс»
Джордж Миллер и его «Безумный Макс» просто не могли не оказаться в этом списке. Дело даже не столько в дальнейшей карьере режиссёра и не в самом первом фильме о Максе Рокатански, который сейчас явно устарел, во всём уступая второй части. Главным символом успеха этого кино стала абсолютно безумная окупаемость. При бюджете в 400 тыс. австралийских долларов «Безумный Макс» собрал около 100 млн. американских долларов. Прибыль составила 28000%. Это сразу внесло картину во всевозможные списки рекордсменов по данному показателю.
Кроме того, фильм не просто запустил карьеру одного человека, он стал прародителем и ориентиром для целого жанра постапокалипсиса, который давно вышел за рамки киноиндустрии. Без «Безумного Макса» мы бы никогда не увидели такие проекты, как «Водный мир», серию игр Fallout и многие другие.
«Бешеные псы»
Фильм, который, вероятно, первым пришёл вам в голову при прочтении заголовка. Дебюту Квентина Тарантино по части узнаваемости, цитируемости и любви зрителей просто нет равных. Кино задало вектор всему дальнейшему творчеству режиссёра, по сути, став некой пробой пера для такого же безумного постмодернизма в лице «Криминального чтива». Фирменные неподражаемые диалоги, театральные жестокость и насилие, узнаваемые визуальные приёмы и лёгкое ощущение бессмысленности происходящего.
Квентин — один из важнейших режиссёров нашей эпохи, во многом благодаря тому, что показал иной подход в создании фильмов. «Бешеные псы» стали отправной точкой грандиозной карьеры. При этом во многом картина не уступала более поздним работам автора, у которых есть преимущества в виде большого бюджета и опыта самого постановщика.
«Карты, деньги, два ствола»
Ещё один ярчайший представитель подобного списка. Гай Ричи в общественном понимании сдал два лучших проекта на самом старте своей карьеры, одним из которых как раз является «Карты, деньги, два ствола». Сложно не отметить сходства с «Большим кушом», который стал некой усовершенствованной версией первого фильма Ричи, как бы доведя ту же формулу до идеала, по крайней мере по мнению самого автора.
«Карты, деньги, два ствола» — восхитительная криминальная комедия, которая проседает разве что технически, но развлекает зрителя на полную. Абсурдный чёрный юмор, карикатурные персонажи и энергичный монтаж до сих пор являются фишкой Гая Ричи. А сам режиссёр стал одной из самых интересных фигур индустрии, особенно полюбившийся нашему зрителю. Сравнимые по значимости дебюты практически не сыскать.
«Преследование»
Самый субъективный и малоизвестный пункт нашего списка. Кристофер Нолан запомнился многими потрясающими работами, но вот о его первой полнометражке не принято много говорить. Оно и понятно — кино снятое, что называется, «за пачку сухариков» ($6 тыс.), чёрно-белое, идущее всего 70 минут и без единой звезды в касте.
Однако то, что вытворяет режиссёр с такими вводными данными просто поражает воображение. Крайне интересный закрученный сюжет, без лишних сцен и нудной болтовни. Каждый приём узнается, ведь вы видели их доведёнными до идеала в более поздних работах Нолана: нелинейное повествование, игра с идентичностью персонажей, взрывающий мозг сюжетный поворот. «Преследование» — это просто учебник по тому, как надо выжимать максимум из низкобюджетных проектов, заставляя зрителя забыть, что он смотрит первый фильм человека без профильного образования, выступившего одновременно в качестве режиссёра, сценариста, продюссера, оператора и монтажёра, позвавшего на роли своих друзей и семью. «Преследование» является качественным неонуарным триллером даже в отрыве от того, какую громкую фамилию он подарил миру, потому по праву входит в этот список.
«Залечь на дно в Брюгге»
Самый свежий пример старта шикарной карьеры — Мартин Макдона и его «Залечь на дно в Брюгге». Автор постоянно играется с жанрами, регулярно сменяя мрачную философскую притчу о вине и искуплении сегментами дерзкой криминальной комедии.
Циничные диалоги насквозь пропитанные чёрным юмором, доведённый до абсурда гротеск в художественных образах, бесконечная игра на контрастах в самых различных проявлениях. На основе таких элементов режиссёр нащупал свой фирменный стиль, пиковой точкой которого стал «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Может Мартин Макдона и не радует нас количеством своих проектов, он тщательно следит за их качеством. Если судить по зрительским оценкам, ни про одну из его работ нельзя сказать, что она проходная.