Меркнущий блеск звезды Голливуда, стокгольмский синдром, абсурдное существование в тотальном одиночестве соединились в Электротеатре Станиславский с экологичной декорацией в виде громадной обезьяны. На Малой сцене театра состоялась премьера спектакля «Служанки бульвара Сансет» – режиссёрский дебют звезды советского кино, актёра Владимира Коренева. В основе постановки пьеса Жана Жене «Служанки», известная в России благодаря работам Романа Виктюка, и фильм Билли Уайлдера «Бульвар Сансет» о трагедии забытых знаменитостей.
В прошлом популярная актриса немого кино Норма Дезмонд живёт в респектабельном особняке в обществе двух служанок. Много лет прошло со времён славы, но Норма уверена, что у неё до сих пор толпы поклонников, ведь каждый день в дом присылают ворох писем и множество цветов. Она ничего не хочет знать о развитии технологий, считает звуковое кино вселенским злом и всё ещё грезит новой киноролью. Волей случая к ней домой попадает молодой драматург Джо, которого она уговаривает за большие деньги написать сценарий для её будущего фильма. Вскоре их отношения выходят за рамки рабочих, и разорвать эту связь становится всё сложнее.
Параллельно с любовной драмой Нормы и Джо развивается вторая сюжетная линия – двойная жизнь служанок Нормы. Выполняющие любые капризы девушки тайно облачаются в её наряды и пародируют её. Они люто ненавидят своего работодателя, но не представляют своей дальнейшей жизни за пределами этого дома и намерены остаться тут навсегда. Они готовы на всё, лишь бы угодить Норме, и даже поддерживают иллюзию её популярности: цветы и письма поклонников – их рук дело. Появление мужчины в доме может спутать им карты, и служанки ищут способ его выжить. Джо же видит их насквозь. Его решение раз и навсегда покинуть дом на бульваре Сансет становится роковым для всех его обитателей.
В этом доме давно нет жизни, но есть ощущение, что все сошли с ума. Здесь будто в музее на всех предметах подпись «Норма Дезмонд», крутят уже забытые фильмы с её участием, стоит громадное чучело её умершего друга – обезьяны – с информационной табличкой как у инсталляции. Да и сама Норма и служанки стали безликими экспонатами. Норма застряла в прошлом. Девушки утратили свою индивидуальность: их движения и манеры идентичны, они двигаются механически, как куклы, они одеты одинаково, с точностью до мельчайших деталей, как в униформу. Эти женщины сами создали свой замкнутый мирок, «зону комфорта», и у них нет шансов из него выйти.
Степень никчёмности и глубина одиночества обитателей дома на бульваре Сансет ярко проявляются в эпизоде празднования нового года, когда ожидаемый грандиозный банкет превращается в вечеринку, на которую никто не пришёл. Зловеще нависающее над сценой чучело орангутана своим присутствием подчёркивает, что всё здесь давно мертво. А трупы Джо, Нормы и служанок в финале спектакля лишь пополнят коллекцию музея.
Интересно, что декорацию спектакля «Служанки бульвара Сансет» смастерили из ресайклинг-материалов – Электротеатр специально собирал целлофановые пакеты чёрного и белого цвета, которые и использовались для создания чучела огромной обезьяны. Идея и инициатива ресайклинга в Электротеатре принадлежит главному художнику театра Анастасии Нефёдовой. Собранное вторсырье планируется также использовать при создании костюмов и декораций лабораторного спектакля «Гамлет».
Режиссёр: Владимир Коренев
Художник-постановщик: Анастасия Нефёдова
Художник по свету: Георгий Новиков
Композитор: Александр Белоусов
Хореограф: Андрей Кузнецов-Вечеслов
Видеохудожник: Владислав Зиновьев
В ролях: Людмила Лушина, Владимир Долматовский, Михаил Соколов, Ирина Коренева, Дарья Колпикова
Место: Электротеатр Станиславский
Продолжительность: 2 часа