Полумрак в фойе, запах свечей и тлеющих дров в зрительном зале, сцена оформлена обугленной древесиной, посредине – нагромождение каких-то ящиков. Всё мрачно и аскетично, уже при входе чувствуется тревога, лишь стол с самоваром и кружкой чая говорит о том, что всё же жизнь ещё теплится в этом гнетущем месте. Таким образом Российский молодёжный академический театр (РАМТ) настраивает зрителей на зрелище не для слабонервных.
Спектакль «Шатов. Кириллов. Пётр» поставлен по фрагменту романа Фёдора Достоевского «Бесы», охватывающему последние дни жизни Алексея Кириллова и Ивана Шатова – соседей и единомышленников, уже разочаровавшихся в своих революционных взглядах и готовых выпрыгнуть из этого несущегося под откос поезда. Только назад дороги нет, словно трясина затягивает всех революционная ячейка.
Кириллов по собственным убеждениям готов наложить на себя руки и в предсмертной записке взять на себя некоторые грешки революционной ячейки, например, прокламации. Он много философствует и уже не торопится жить. Шатов находится в плачевном положении – он болен, беден, загнан в угол. К жизни его возвращает внезапно объявившаяся жена, мучающаяся родами и одновременно строящая планы по организации переплётной мастерской. Воодушевление, с которым Шатов убегает искать бабку-повитуху, наталкивается на жестокость сурового мира. Ему не суждено уже вернуться в своё убогое, но с проблесками долгожданного счастья, жилище.
В этой сценической версии совсем не появляется главный герой романа Николай Ставрогин. Всем руководит и всех здесь заводит идейный и скользкий Пётр Верховенский. Он энергичен, у него есть план на все случаи жизни. Он словно локомотив идёт к цели по переустройству мира, ни перед чем не останавливаясь и ни с кем не считаясь. Он не готов ни за что нести ответственность, ведь можно всё свалить на других, таких как Шатов и Кириллов, а убив их, скрыться. Перед ним благоговеет эпизодический герой Эркель, ещё полный энтузиазма в нелёгком деле революции.
Основная часть действия происходит в комнатах Кириллова и Шатова, разделённых общим столом. Непонятные узкие ящики служат и кроватями, и перегородками, и порой, выстраиваясь в непонятные конструкции, символизируют смену места действия. В углублении сцены, вдалеке можно рассмотреть лампадку в комнате Кириллова. Это место и вообще общение с богом столь интимны для героя, что они точно не широких глаз. Интересно интерпретирована тёмная крутая лестница, в доме, где живут главные герои. У входа в зрительный зал располагаются неотёсанные доски, по которым, с трудом удерживая равновесие, входят все посетители Шатова.
Иногда действие развивается параллельно и в комнате Кириллова, и в комнате Шатова, иногда лишь слышны голоса из-за сцены. Гаснущий свет, револьверные выстрелы, ни откуда появляющийся Верховенский порой застают зрителя врасплох. Всё действие развивается стремительно и чувствуется как настоящая жизнь.
Смотреть этот спектакль нужно, конечно же, подготовленному зрителю. Тут нет никакого ввода в суть происходящего, и подразумевается связь с романом в целом. А выдернутый из романа фрагмент показывает ужас расплаты за участие в сомнительных предприятиях.
Режиссёр: Александр Доронин
Художник: Юлия Пичугина
Художник по свету: Сергей Скорнецкий
Художник по костюмам: Юлия Пичугина
В ролях:
Иван Шатов – Павел Хрулев
Алексей Кириллов – Максим Керин
Пётр Верховенский – Сергей Печенкин
Марья Шатова – Людмила Пивоварова
Эркель – Дмитрий Бурукин
Место: РАМТ
Продолжительность: 1 час 30 минут