Огромная улитка на сцене, потрошение настоящей рыбы на пепелище, узоры как с картин Ван Гога… Всё невероятно красиво, медитативно. Картинка гипнотизирует! Это моноспектакль «Пятно на стене» по рассказу британской писательницы Вирджинии Вулф, написанному в технике «потока сознания». Играют в Электротеатре Станиславский. Исполняет Татьяна Мариничева.
Героиня замечает крошечное пятно на стене у себя дома. Задумавшись, откуда оно появилось, она фантазирует и размышляет на серьёзные темы. Ей мерещится и алый стяг на замке, и Шекспир, сидящий в комнате. Женщину волнуют вопросы: существует ли свобода, что есть знание, что за люди археологи, в чём измеряются нынче ценности… Этот монолог не похож на бред сумасшедшего. Здесь ясная речь с точно расставленными акцентами, а героиня – уверенная в себе, красивая и стильно одетая женщина, котрая нервничает лишь ближе к финалу. Пусть смысловые части и не связаны между собой, не возникает ощущения дискомфорта или раздражения. Речь течёт ровно, плавно, убаюкивающе.
Монолог героини сопровождается визуализацией её внутренних переживаний с помощью видеопроекции. Красочно, подвижно, завораживающе технические средства оживляют сцену и декорации. Можно увидеть и водные блики, и цветы, и сумерки, и даже полотна Ван Гога. У кого и на что хватит фантазии. Зрелищности спектаклю добавляют костюмы – элегантные юбка и блузка, превратившаяся затем в изысканное платье;шикарное пальто с гвоздиками на спине.
Эти гвоздики однажды станут поводом прервать монолог и пообщаться с внешним миром – с публикой в зале. Вопрос к зрителям: «Какие цветы росли во времена Карла I?», – поставит всех в тупик. Робкие ответы про лилии, розы, подснежники – неверные. Актриса лишь усмехается и предлагает посмотреть в интернете. Ответ ясен, когда она поворачивается спиной, и зал вскрикивает «Гвоздики! ». «Поздно уже», – звучит сухой ответ. И она снова погружается в себя.
Всё действие происходит в тёмной комнате с ковром, на краю которого камин-пепелище. Над ним обнаружилось то самое злосчастное пятно, из него женщина вытащит перстни – символы ушедшей любви, на нём постепенно окажутся события из её жизни. Сюда она принесёт и бумажный сверток, в котором окажется рыба. Обезглавив и выпотрошив её, в самом эмоциональном порыве своих размышлений, героиня измажет кровью своё лицо и выйдет из своего сумбура. Весь спектакль ощутима связь с ещё одним живым существом. На ковре стоит диван-улитка, а узоры на задней стенке-декорации тоже напоминают улиточную раковину. Откуда тут улитка, прояснит финал, будет очень смешно.
Спектакль был поставлен в рамках проекта «Золотой осёл». Режиссёр – выпускница Мастерской Индивидуальной Режиссуры (МИР-4), Полина Fractall, так охарактеризовала эту работу: «…Это спектакль о сознании, которое имеет возможность исследовать само себя. Сквозь множество различных контекстов. Это также спектакль о Художнике, создающем собственные миры и разрушающем их. Вечно сомневающемся в своих действиях. Это о войне, которая всегда начинается внутри «меня», а не где-либо ещё…». Постановка длится чуть больше часа, но думаешь о ней гораздо дольше. Яркость красок сливается в памяти с яркостью внутреннего мира героини, и ощущаешь себя всё ещё в состоянии медитации.
Режиссёр: Полина Fractall
Художник: Варвара Тимофеева
Художник по свету: Максим Бирюков
Актриса: Татьяна Мариничева
Место: Электротеатр Станиславский
Продолжительность: 1 час 20 минут